Методология исторической науки.
Абакан
Конспект лекций
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
Б. 1. Б. 1. История
Центр социально-политического и гуманитарного образования
(на правах рукописи)
1. Конспект лекцийразработан в соответствии с рабочей программой дисциплине Б. 1. Б. 1. «История»
2. Разработчик (и):
Арчимачева М.Ю. ст. преп.
_____________________________________________________________________________
ФИО, должность
_____________________________________________________________________________
3. ПРИНЯТ на заседании кафедры истории, политологии и правоведения
15.03..2011г. протокол № 3
Зав. кафедрой истории, политологии и правоведения Медведева Н.Н.
Тема: Введение в историческую науку. Теория и методология исторической науки.
Цель:представить историю как науку и ее место в системе гуманитарного знания.
План:
1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.
2. Методология исторической науки.
3. Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.
4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография.
1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.
Вокруг истории во всем мире велась и ведется идейная борьба, приводящая порой к серьезным конфликтам. История нашего Отечества также не осталась в стороне от данных процессов. Так, кровопролитными событиями ознаменовались 90-е гг. XX в., начало XX в. (августовский путч, события 1993г., чеченская война, грузино-осетинский конфликт и др.). Десятки тысяч погибших, оставшихся без собственного крова, уничтоженные в мирное время, материальные и духовные ценности, разлад производства. Это и многое другое стало жестокой реальностью сегодняшней исторической действительности. Историческая судьба народа обязывает тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, политических кризисов. И без знания истории невозможно восстановление и сохранение национального прошлого.
«История» происходит от греч. сл. «historia», что означает рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. Принято считать, что «отцом» истории был древнегреческий историк Геродот (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.)
Этот термин используется в двух смыслах: 1)для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) когда речь идет о науке, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Т. е. все имеет свою историю: человек, общество, семья, экономика и т.д.
Объектомизучения истории является общество.
Предметом изучения истории являются закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства.
Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся связь явлений объективной жизни или этапов исторических процессов, выражающихся в исторических событиях и фактах.
Факты составляют основу исторического знания, это фрагмент уже состоявшейся действительности. Сами по себе «голые» факты ничего не выражают. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от общенаучных и идейно-теоретических взглядов историка.
При изучении Отечественной истории важно понять, какие функции выполняет этот курс. Выделяются следующие функции:
1. Познавательная функция – функция выявления закономерностей исторического развития (сохранение, обобщение, обработка накопленного социального опыта).
2. Мировоззренческая функция заключается в формировании системы обобщенных взглядов, убеждений на факты, события, деятельность исторических личностей и т.д. Изучение истории формирует научное мировоззрение человека.
3. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств. История вырабатывает такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, моральные качества (долг, честь, совесть).
4. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности.
5. Практически-рекомендательная функция – выработка научно-обоснованного политического курса.
6. Прогностическая функция исторического познания заключается в предвидении будущего.
Т. О. изучение истории представляет собой сложный процесс реконструкции прошлого, а предметом ее является процесс формирования предпосылок, зарождения, развития и становления российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.
Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение).
Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования.
К методам изучения истории относятся следующие:
1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.
2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов
3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.
4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.
5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.
В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования:
1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию.
2. Принцип историзма, является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки.
3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений.
4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.
Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.