Гротески или шрифты без засечек (рубленные)

Классификация шрифтов

Антиквенные шрифты (шрифты с засечками) происходят от шрифта древнегреческих монументальных надписей (прописные) и гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные).

Антиква старого стиля (Ренессансная) первый этап развития с конца 15в. по начало 18в. форма знаков основана на рукописном принципе с умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей к овальных элементов. В ранних образцах видны черты гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. Далее, контраст увеличивается, засечки становятся острее, оси овалов выпрямляются. Форма знаков определяется скульптурными формами, т.е. процессом гравировки металлических пуансонов. Согласно времени и географии антиква делится на группы: венецианская (конец 15в.), итало-французская (16в.), голландская (17в.), английская (начало 18в.).

 

Антиква первого этапа развития

Шрифт

 

 

Антиква второго этапа развития

Шрифт

Переходная антиква (начало и середина 18в.) сочетает черты старого стиля и нового, обусловленного процессом гравировки на металле.

Шрифт

Антиква нового стиля (классицистческая) конец 18в.-начало 19в. это сильно контрастные одноширинные шрифты с длинными тонкими засечками, оси овалов строго вертикальны. По видам засечек данная антиква делится на классицистическую и англо-шотландскую.

Брусковая антиква (Англия начало 19в.) имеет мощные засечки пряпоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам. Отличается малым контрастом между основными и соединительными штрихами или полным его отсутствием, крупным очком строчных знаков. Они делятся на группы: египетский, геометрический, гуманистический и тип Кларендон в зависимости от формы овалов, засечек, наличие или отсутствие контраста и степени разноширинности.

Шрифт

 

Характерная черта антиквенных шрифтов присутствие засечек. Засечки - слегка расширяющиеся росчерки на концах штрихов. Они позволяют глазу один знак от другого, и выявлять отдельные буквы и упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную траекторию, которая ведет глаз вдоль строки. Поэтому, такие шрифты обладают высокой степенью удобочитаемости и позволяют быстрее и легче читать текст.

Типы засечек:

1. Засечки со скруглением соединяются с основным штрихом буквы при помощи плавной линии (сопряжением). Они смягчают восприятие шрифта.

Шрифт

 

Волосяные засечки:

Шрифт

2. Засечки без скругления образуют с основным штрихом резкий угол. Засечки могут иметь форму тонких брусков или клиньев. Они усиливают четкость восприятия шрифта. Тонкие засечки – отличительная черта новой антиквы, создают впечатление формальной четкости, а клиновидные – придают шрифту эффект гравирования.

Шрифт

3. Брусковые засечки дали название отдельной категории шрифтов, у которых исключены каллиграфические элементы. Такие шрифты часто служат основой для набора текста. Брусковые засечки без скругления создают впечатление механической строгости, со скруглением придает особенную силу шрифтам, которые называют кларендонами.

Шрифт

 

Наборные шрифты без засечек появились в начале 19в. в Англии, хотя подобная форма знаков была известна еще в античной Греции. Гротесками называют рубленные шрифты – это рубленные шрифты малым контрастом или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески (первый гротеск появился в 1816г.) – шрифты с небольшим контрастом одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки простой геометрической формы с круглым очком строчных символов. Шрифты производят впечатление грубого реализма. В некоторых шрифтах имеются только прямые начертания, в других – средний угол наклона.

Новые гротески (появились в 50-х гг. 20 в.) – это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы равны росту прописных знаков. В них применяются наклонные начертания. Углы наклона варьируются от среднего до значительного.

Геометрические гротески (появились в 30-х гг. 20в.) – строятся на основе основных простейших геометрических форм6 окружности. Квадрата, равностороннего треугольника. Это открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. У этих шрифтов только наклонные начертания с небольшим углом наклона. Также к этой группе можно отнести акцидентные гротески с элементами близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

Гуманистические гротески (появились в 30-х гг. 20в., как реакция на чрезмерную геометризированность формы геометрических гротесков) – форма, структура и пропорции базировались на конструкции антиквы старого стиля. Это открытые шрифты, имеющий легкий контраст между штрихами, разноширинные с не очень большим очком строчных, исключения – это компактные шрифты узких пропорций. Часто они имеют курсивные начертания, углы наклонно малые и средние.

Антиква-гротеск – акцидентные текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения , либо маленькие острые засечки.

Акцидентные и декоративные шрифты включают:

1. Шрифты Исторического стиля – это акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.

2. Декоративные шрифты – шрифты, предназначенные для акциденции, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративности. Кроме того, сюда относятся специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящихся к другим группам классификации.

3. Машинописные и моноширинные шрифты - это акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов.

4. Рукописные и каллиграфические шрифты – шрифты по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским шрифтам, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента, имитирующие письмо ширококонечным или остроконечным пером, кистью, карандашом и т.д. Шрифты могут быть связные, несвязные и полусвязные (соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны).

 

ЛИТЕРАТУРА

Белютин Э.М. Начальные сведения о живописи / Э.М. Белютин. - М.: Искусство, 1979. - 208с.

Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 271 с.

Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы компози­ционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. В.Б. Устин. — 2-е изд., уточненное и доп. - М., 2007.

Писаренко Т.А. Основы дизайна / Т.А. Писаренко, Н.Н. Ставнистый. – Владивосток: ДВГУ ТИДОТ , 2005. – 113 с.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. - М.: Мол. Гвардия, 1994. - 334 с.

Стили орнаменты в искусстве: каталог / зав. ред. О.В. Сухарева [и др.] ; АСТ: Астрель. – М., 2008. – 360 с.: ил.

Орнамент всех времен и стилей: средневековое искусство, ренессанс, XII – XIX вв. Т.2: Т.И. Хлебнова [и др.] ; АРТ-РОДНИК. - М., 2004. – 279 с.

Шпаковский, Ю.Ф. Шрифты : справ. пособие дизайнера / Ю. Ф. Шпаковский. - Мн. : Харвест, 2006. - 336 с. : ил. - ISBN 985-13-8857-2 : 398-00.

Шорохов Е. В. Основы композиции Е. В. Шорохов - К. Просвещение, Твердый переплет,. 14,5х21,7 см. Методика преподавания композиции на уроках - Энциклопедия. 1979. - 304 с.

 

Фокина Л. В., Орнамент. Ростов-на-Дону. 2000. – с.

Автор: Соколова, Елена Николаевна

Заглавие: Доминанта как понятие теории композиции : Изобразительное искусство

Справка об оригинале: Соколова, Елена Николаевна. Доминанта как понятие теории композиции : Изобразительное искусство : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 Санкт-Петербург, 2004 186 c. : 61 04-17/123

Физическое описание: 186 стр.

Выходные данные: Санкт-Петербург, 2004 http://www.dissland.com/catalog/dominanta_kak_ponyatie_teorii_kompozitsii_izobrazitelnoe_iskusstvo.html