ОБЪЕМНАЯ ФОРМА. ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

А б

Рельеф

РЕЛЬЕФ. ЕГО ОСОБЕННОТИ И КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ

Характеризуется еще более крупным, чем фактура, пластическим строением плоскостной формы. Его основные виды показаны в табл. 5. Порядок их представления обусловлен укрупнением рельефной формы вплоть до той, которая приближается к объемной форме за счет использования отдельных накладных (выступающих) элементов. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности — количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. В дизайне, как и в скульптуре, широко распространено деление рельефа на: контр (заглубленный), низкий, высокий и горельеф. В таком делении четко проявляется разный пластический характер рельефной поверхности.

Важный признак рельефной формы — ее плотность или закрытость. Типичный пример плотного рельефа — пластическая разработка внешней поверхности монолитной плоскостной формы. Она характеризуется формированием сплошной рельефной массы. Второй вид — открытая рельефная пластика — представляет собой тонкую, листовую пластическую форму, включающую различные отогнутые, вогнутые, изогнутые и тому подобные элементы, наложенные на плоскость или вырезанные в ней. Такая форма выглядит легкой, изящной.. На основе применения открытых рельефных форм можно решать самые разные композиционные задачи, например построения пластических композиций острого, динамического характера. Особую остроту таким композициям придают включенные в них разные графические элементы: тон, буквы, надписи и др. — рис. 32. При значительном относе рельефных элементов от фоновой плоскости эти композиции могут приобретать объемно-плоскостной характер — рис. 33.

 

 

Табл. 5. Основные виды рельефных форм

Первый горизонтальный ряд — контррельефные и горельефные формы; второй ряд — профильные формы; третий ряд — изогнуто прорезные формы; четвертый ряд — формы с накладными элементами.

 


 

 


 

 


 

 

 

 

.

 

 

 
 

Еще несколько слов о плоскостной форме вообще. Ее важным композиционным признаком или свойством является расположение в пространстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связана физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально и профильно. При фронтальном расположении она смотрится с одной стороны. При профильном — с двух сторон. То или иное расположение определяется нахождением главных точек зрения на форму. Если зритель смотрит на фоновую плоскость прямо, то целесообразна форма первого вида (фронтальная), если сбоку — второго (профильная). При профильном расположении плоскостная форма приближается по виду к объемной форме (рис.33). Большую композиционную роль в ней играет силуэт. При движении зрителя предпочтительно использование в такой форме горельефа или даже объема

 
 

 

Рис. 32. Пример построения рельефной композиции с использованием

линейно-пластических (а) и графических (б) форм. Динамика

 

.

 


 

Рис. 33. Пример задания на построение рельефной композиции с использованием графических форм. Статика

 

Необходимо отметить: большое значение в выявлении характера плоскостной формы имеет цвет, точнее, ее цветовая моделировка. За счет такой моделировки могут выделяться главные элементы рельефной композиции. В то же время цвет может подчеркивать характер или обогащать эту композицию, зрительно нарушая принятый в ней пластический строй. Для решения первой композиционной задачи рационально использование в рельефе близких (родственных) цветов, второй — далеких.

 

5.3.1 Объемная форма

По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси), отличаясь компактностью. В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства, например рядом с ограничивающей его плоскостью.

Важный композиционный признак объемной формы — ее геометрический вид. По этому признаку можно выделить (аналогично простым плоским геометрическим фигурам — квадрату, прямоугольнику, треугольнику, шару и т. д.) основные виды объемных форм. Это — куб, параллелепипед, конус, пирамида, шар и т. д. Каждый из этих видов имеет свой пластический характер, обусловленный пространственным соотношением образующих объемную форму плоскостей.

 

Табл.6.Первый вертикальный ряд — закрытые формы; второй ряд — полуоткрытые формы; третий вертикальный ряд — открытые формы.

 

 

 

 

1. кубические формы

 

2. цилиндрические формы

 

3. пирамидальные формы

 

 

4. шаровидные формы

 

 

5. «купольные» формы

 

6. складчатые формы

 

Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в зависимости от степени открытости. Эта степень зависит от заполнения объемной формы пространством. В зависимости от нее объем разделяется на три основных вида: закрытый, полуоткрытый и открытый. Первый характеризуется отсутствием в нем пространства, замыканием формообразующих плоскостей и предельной плотностью массы. Второй — частичным ограничением формы и разным, в том числе и профильным, расположением в ней плоскостей относительно друг друга. Третий — формообразованием за счет использования исключительно линейно-пластических элементов. Каждый вид выделяется специфическим композиционно-пластическим характером. Закрытая форма монументальна, полуоткрытая — легкая, открытая — совсем воздушная, пронизанная пространством.

Таким образом, строится развернутая система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и открытостью. Наглядно она представлена в табл. 6. Этой системой выявляется большое разнообразие объемов при определенной схожести и различии их пластических свойств. На ее основе можно строить объемные композиции, подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические элементы. Наиболее удачные примеры построений представлены в рис. 34.


 

Рис. 34. - Задание на пластическое решение объемных форм, отличающихся разной степенью открытости. Открытые шаровидные формы — левый вертикальный ряд, открытые структурно-решетчатые формы — правый вертикальный ряд.

К сказанному следует добавить, что композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении — структуре. Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния — моноструктура и полиструктура или форма, собранная из нескольких разнохарактерных по пластике элементов. Когда последние измельчены и их так много, что они теряются, «растворяются» в общей массе объемной формы, которая по своему структурному состоянию переходит в свою противоположность — в монообъем. Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность.

В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактурно-рельефной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в случае большого количества, ведет к нивелировке этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих объемную композицию, обеспечивает ей необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и, собственно, объемных.

Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может «сыграть на руку» тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме.

Большое значение в выявлении пластического характера объемной формы имеет ее пластическая моделировка. Основные приемы такой моделировки показаны в табл. 3. Они чрезвычайно разнообразны и подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема.

 

 
 

 

Рис. 35. - Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. Задачи - «сохранение» (вверху), «разрушение» графикой объема (внизу)

 

В дополнение к ним выступают приемы графической моделировки объемной формы. Такая моделировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней и др. В принципе каждая композиционная задача требует поиска своего приема графическо-пластической моделировки объем­ной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков (наиболее удачные ее примеры представлены в рис. 35). Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов (табл. 7).

Табл. 7. Основные приемы пластической моделировки объемной формы

1. выявление текстуры 2. фактурная обработка 3. рельефная обработка 4. срез вершины поверхности поверхности

 

 

5. срез ребра 6. скругление грани 7. наклон 8. смещение

 

9. «выемка» 10. Разделение 11. Разделение 12. «врезка» с «выемкой»   13. пронизывание 14. Наложение 15. выявление структу- 16. расстановка ры с вставкой в пространстве

 

Приемы представлены в порядке усложнения и перехода от простой объем ной формы к пространственной

 

Пространственная форма

Пространственную форму, или просто пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимуще­ственное движение в глубину при наличии прочих координат­ных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть:

• с одного главного направления, при относительно статич­ном положении зрителя в пространстве,

• с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него,

• при движении зрителя в глубь пространства.

В первом случае пространственная композиция восприни­мается зрителем фронтально по отношению к главной, фор­мирующей ее плоскости. В теории архитектурной компози­ции она получила название фронтальной. Во втором случае она носит концентрированный, объемно-пространственный характер, который и определяет ее название. В третьем - раскрываются черты глубинно-пространственной компози­ции. Рассмотрим эти виды пространственной композиции каждый в отдельности.