Издательства Э. Саго
В принципе решение любой композиционной задачи требует использования своих приемов тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации — черной и белой накладной бумаги. Выразительное сочетание сложных по характеру графических форм достигается, например, за счет применения вырезок из газет, журналов, проспектов и т. п. (коллажа). Важно учитывать, что композиционное коллажирование решает проблему отвлечения учащихся от конкретных по содержанию графических форм (текстов и фотоизображений) и обращения их внимания, собственно, на формальную композицию. Поэтому в коллаже оправдано использование условного текста и изображения, подбор их только в плане композиционного сочетания графических фактур.
Это развивает чувство и понимание выразительности графической формы, вне зависимости от того, что она изображает. Расчет идет на выявление не содержательных (информативных), а чисто художественных качеств композиции.
Рис. 13. Силуэты птиц. Из детских книг начала 20-в. Россия
При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции (рис.13,14).
![]() | ![]() |
Рис. 14. Пятновые портретные изображения
с линейными элементами: а – студенческая
работа; б – В.В.Воинов. Портрет брата
Классификация свойств пятен как элементов композиции имеет два вида:
Физические свойства: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.).
Субъективные свойства состоят из комбинаций физических свойств: выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.
Глава 2. ЦВЕТ. ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В КОМПОЗИЦИИ