Издательства Э. Саго

 

 

В принципе решение любой композиционной задачи требует использования своих приемов тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации — черной и белой накладной бумаги. Выразительное сочетание сложных по характеру графических форм достигается, например, за счет применения вырезок из газет, журналов, проспектов и т. п. (коллажа). Важно учитывать, что композиционное коллажирование решает проблему отвлечения учащихся от конкретных по содержанию графических форм (текстов и фотоизображений) и обращения их внимания, собственно, на формальную композицию. Поэтому в коллаже оправдано использование условного текста и изображения, подбор их только в плане композиционного сочетания графических фактур.

Это развивает чувство и понимание выразительности графической формы, вне зависимости от того, что она изображает. Расчет идет на выявление не содержательных (информативных), а чисто художественных качеств композиции.

Рис. 13. Силуэты птиц. Из детских книг начала 20-в. Россия

 

При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции (рис.13,14).

 

       
   

Рис. 14. Пятновые портретные изображения

с линейными элементами: а – студенческая

работа; б – В.В.Воинов. Портрет брата

 

Классификация свойств пятен как элементов композиции имеет два вида:

Физические свойства: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.).

Субъективные свойства состоят из комбинаций физических свойств: выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

 

 

 

Глава 2. ЦВЕТ. ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В КОМПОЗИЦИИ