Художественной графике

Точка

ГРАФИКА И ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ИНСТРУМЕНТЫ) КОМПОЗИЦИИ

Изобразительными графическими элементами (инструментами) композиции являются: точка, линия, пятно (или тон) и цвет.

Графика – это средство передачи на плоскости (!) той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Раскроем художественные свойства каждого графического элемента в отдельности.

Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей

Линия

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер «дает» тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш - более светлую, свободного начертания. Перо — тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус — «жирную», «бархатную» и т. д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного испол­нения.

Виды линий в графике по внутренней структуре:

- точная, в одну толщину и одного напряжения;

- разнотолщинная, то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая из нее (наброски Леонардо да Винчи);

- неровная, словно нанесенная дрожащей рукой (наброски О. Домье).

- прерывистая - прерванная длинная линия, в местах изменения формы (рис.2. Н.В. Кузьмин).

 

 

При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-графические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композиционной задачей. Сама эта задача определяется содержанием композиции. Ее сложность обуславливает самый широкий и глубокий выбор линейно-графических форм.

 

Рисунок 1. Виды линий применимых в

А. Матисс. Портрет девушки

 

В учебном плане важно почувствовать и осознать необходимость использования той или иной формы, передав их на листе ватмана и построив на их основе разные формальные композиции. При этом важно решать разные композиционно-художественные задачи. Только после этого работа на компьютере может дать свои положительные результаты.

Основные виды линейно-графических форм (рис.2) показывают богатый арсенал композиционно-художественных возможностей линии (рис.3.): прямая, ломаная (зигзаг и росчерк), кривая, сложная.

 

Рис. 2. Элементы линейной графики:

б – зигзаг; в – росчерк;

г- сочетание росчерков и зигзагов

 

Учебная задача заключается в том, чтобы, во-первых, эффективно его использовать с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, а во-вторых — достичь максимальной художественной выразительности составленной из них графической композиции. Первая решается с помощью использования выделенных в таблице или созданных учащимся «своих» линейных форм. Вторая, более сложная, сводится к построению композиции, гармонично сочетающей эти формы. При построении возможно

пространственное изображение геометрических фигур при помощи утончения или утолщения линий или их тональной (светотеневой) моделировки. Композиционной задачей может служить также передача при помощи линий эффекта «переплетения » фигур с помощью их наложения друг на друга (рис. 6.а) и создание иллюзии объемного пространства с помощью того же приема (рис.6.б), расположения под углом к зрителю, перехода контурной формы в силуэтную форму (рис.5) и т. д.

Рис. 3. Н.В. Кузьмин. Рисунок