СТИЛИЗАЦИЯ И ПРОЦЕСС ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ В КОМПОЗИЦИИ

Стилизация – это художественное упрощение или трансформация реальных природных объектов с помощью различных изобразительных средств и приемов. В тоже время – это подражание внешним особенностям какого-либо стиля.

Стиль (гр. stylos – палочка для письма) – это совокупность признаков, художественных особенностей характеризующих изобразительное искусство, архитектуру и т.д. определенного времени и направления с точки зрения идейного содержания и художественной формы.

Главным в стилизации является процесс анализа изображения, который делится на три основных этапа, целью которых является создание аналитических рисунков. Изображения исполняется с натуры, и представляют собой рисунки трех типов:

1. Морфологический (гр. morphe – форма + logos – учение) анализ объекта стилизации (оргонография);

2. Пластический анализ, т.е. анализ ритмических движений объема формы объекта стилизации;

3. Длительный детальный аналитический рисунок объекта стилизации.

Морфологический анализ (к примеру, на основе растительных форм). На одном листе бумаги, цветок, плод, разрез цветка, лист и т.д. То есть, деталировка предмета исследования. Затем прорабатывантся какая-то конкретная деталь или несколько деталей, но обязательно самых характерных и выразительных (например, лист и/или цветок).

В листы с морфологическим анализом растений могут быть включены изображения анатомического строения, имеющие интересную ритмическую основу.

Пластический анализпроизводиться чаще всего на основе одного элемента, например, части ветки с листьями и цветами. На одном листе бумаги ветка дается в различных ракурсах. Рисунки могут быть выполнены как в одной технике, так и в нескольких различных техниках (силуэт, линия, светотень и т.д.).

Длительный детальный аналитический рисунок исполняется один на всей площади имеющегося листа бумаги методом линейно-конструктивного (объемного) рисования. Допускается широкое применение штриха. Этот этап позволяет точно отразить в рисунке реальные соотношения форм в пространстве вместе с их фактурными особенностями.

Целью стилизации является получить выразительную декоративную композицию. Одним из средств достижения этой цели является создание орнаментально-пластического изображения. Оно создается путем активного применения графических средств (линия, пятно, штрих, точка) как по отдельности, так и в сочетании. На рабочем поле листа изображается сложный растительный мотив на основе эскизов орнаментального характера.

Декоративная стилизация животных происходит по тем же принципам. Если в академическом рисовании основное внимание уделялось поиску пластики животного в движении, то в декоративном рисовании акценты смещены в сторону выявления образа изображаемого животного через фактуру шкуры или кожи, расцветку перьев, характерный силуэт. Композиция черно-белых графических изображений делится на два вида: образно-эмоциональные и орнаментально-пластические.

В образно-эмоциональных композициях изображение животного располагается естественно, свободно и закономерности движения тела не нарушаются. Как бы свободно ни было расположено тело, глаза всегда нарисованы очень точно и выразительно.

К орнаментально-пластическим композициям можно отнести силуэтные изображения птиц. Основные характеристики таких композиций это плоскостность и пластика. При внутренней разработке силуэтов в изображении можно усиливать как орнаментальные, так и образно-пластические начала.

Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, — это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель — достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями. Разделяются они на два основных вида: графические средства, или в целом графика, и пластические средства, или пластика. Обратимся к каждому из этих видов.