История государственного управления в Росси в 19 веке

В начале XIX в. была предпринята реформа высшего управления. В 1801 г. был образован Непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объ­являлся верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4) Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несо­ответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в го­сударстве;

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) предсе­дателем Сената являлся император.С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти.

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами. Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях.

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г. Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.

Развитие капитализма, усиление товарно-денежных отно­шений усилили значениеМинистерства финан­сов. Министерство выполняло следующие функции: анализ финансовых проек­тов и учреждений, руководство монетным двором, заведование системой налогообложения, определение тарифов, контроль государственных расходов и доходов, руководство торговлей и др. Важнейшим элементом развития кредитной системы бы­ло создание в 1860 г.Государственного банка Российской Империи.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочи­ми органами в системе царского самодержавия были именно ми­нистерства.

Государственный Совет был учрежден 1810 г как высший законосовещательный орган Российской империи (до 1906 г.). Идея его созда­ния принадлежит М.М.Сперанскому (общественный и государственный деятель времен Александра I и Николая I, основатель российской юридической науки), по проектам которого Со­вет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 депар­таментов (не были постоянными): законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли.

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного вре­мени. В первые годы своего существования канцелярия занима­лась, в основном, военными вопросами.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата.

Под руководством Сперанского в 1832 изданы «Основные государственные законы Российской империи» - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права.

С 1857 г. начал действовать новый правительственный орган - Совет министров. Совет министров рассматри­вал проблемы общегосударственного характера, требующие личного присутствия императора при обсуждении. Совет министров возглавлял царь, он назначал сроки и повестку заседания.

Собственная его императорского величества канцеля­рия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления.

4. Государственная служба в Российской Федерации

Первостепенная роль в реализации государственной политики принадлежит кадрам управления, аппарату государственных служащих. Они должны точно и своевременно исполнять законы, указы Президента РФ, постанов­ления Правительства РФ, и добиваться соблюдения интересов государства и прав граждан. Законодательство РФ о государственной службе состоит из Конституции РФ, ФЗ №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г., ФЗ №58 «О сиcтеме государственной службы РФ» 2003 г., и иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом №58-ФЗ государственная служба Российской Федерации (государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

n Российской Федерации;

n федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральные государственные органы);

n субъектов Российской Федерации;

n органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственные органы субъектов РФ);

n лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности РФ);

n лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов РФ).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба (ФЗ №58).

В свою очередь, государственная гражданская служба Российской Федерации включает два уровня: федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ.

Гос. служба основана на следующих принципах: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статус государственного служащего установ­лен законодательно. Указом президента РФ утверждается Реестр государственных должностей государственной службы. Представительные органы власти субъ­ектов РФ издают свои законы о государственной службе. Государственнеые должности разделяются по категориям - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты - и по группам: высшие (5 группа), главные (4), ведущие (3), старшие (2), младшие (1).

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят:

n требования к уровню профессионального образования,

n стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности,

n профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. На деятельность гос. служащих установлены ограничения. Гос. служащий не вправе: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений, создавать в государственных органах структуры политических партий и др. В целях обеспечения гражданам равного доступа к гос.службе замещение вакантных должностей осуществляется на конкурсной основе.

В целях проверки соответствия уровня квалификации гос.служащего замещаемой должности один раз в три года проводится аттестация. Руководитель гос. органа по результатам аттестации принимает решение о: 1) включении в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 2) направлении на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; 3) понижении в должности гражданской службы. В целях стимулирования законодательно устанавливаются государственные гарантии для гражданских служащих.