Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

Налоговая тайна

Таблица 4.2

Налоговая тайна –это любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об ИНН налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органом других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными)) или правоохранительными органами. Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно ФНС, МВД, ФТС. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Таблица 4.3

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Акт и другие материалы налоговой проверки в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по этому акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня представления письменных возражений по акту. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа: · устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства; · устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; · устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; · выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства,

 

Продолжение табл. 4.3

  смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за правонарушение указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении об отказе в привлечении к ответственности за правонарушение могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней. Для выполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть приняты обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Обеспечительными мерами могут быть: · запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа; · приостановление операций по счетам в банке в установленном порядке. По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на: · банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; · залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в установленном порядке; · поручительство третьего лица. Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, а также копия решения о принятии обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или вручаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения. По выявленным налоговым правонарушениям, за которые физические или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности рассмотрение дел об этих нарушениях и применение административных наказаний в отношении виновных лиц производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

 

 

Продолжение табл. 4.3

Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Производство по делу о налоговых правонарушениях Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля Исковое заявление о взыскании налоговой санкции Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в аппеляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу этого решения. На основании вступившего в силу решения привлеченному к ответственности лицу направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. Далее производство по делу о предусмотренных НК налоговых правонарушениях осуществляется в соответствии со ст. НК 101-4. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков проверяемым лицам в таких случаях налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные налогоплательщику правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося ИП, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица налоговой санкции. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение правонарушения, добровольно уплатить сумму налоговой санкции, а в случае его отказа налоговый орган обращается в арбитражный суд (по организациям и ИП) или в суд общей юрисдикции (по физическим лицам, не являющимся ИП) с указанным выше исковым заявлением.