Налоговые проверки

 

 
 

 

 


Таблица 4.1

Камеральная налоговая проверка Проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится без какого-либо решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов. Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в установленном порядке. При проведении проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика и документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

 

 

Продолжение табл. 4.1

Выездная налоговая проверка Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки она может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или физического лица. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств. Выездная налоговая проверка не может продолжаться боле двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Ограничения по количеству проверок действуют и в отношении филиалов и представительств налогоплательщиков. При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверки. В отдельных случаях руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение проверки.  

 

Продолжение табл. 4.1

Повторная выездная налоговая проверка Содержание выездной налоговой проверки   Повторной проверкой налогоплательщика признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной налоговой проверки вышеуказанные ограничения по количеству проверок не действуют. При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:   1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку; 2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.   Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы (истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий). Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа и в случае выемки документов. При необходимости в ходе проверки могут проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в установленном порядке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.  

 

Продолжение табл. 4.1

Выемка документов и предметов Оформление результатов налоговой проверки Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых она производится. Выдача документов предлагается в добровольном порядке, а в случае отказа должностное лицо налогового органа производит выемку документов принудительно. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводившими указанную проверку, должен быть составлен акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом. Акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.