Основные принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы А. Смита
  1. Определенность (известность). Налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа.
  2. Равномерность (Справедливость). Означает, что граждане должны принимать материальное участие в поддержании правительства. Обложение должно быть достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.
  3. Удобство. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для налогоплательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
  4. Экономность. Правило предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Система принципов налогообложения А. Вагнера 1. Финансовые принципы организации налогообложения:
  • Достаточность налогообложения.
  • Эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы: · Надлежащий выбор источника налогообложения. · Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения. 3. Этические принципы (принципы справедливости): · Всеобщность налогообложения. · Равномерность налогообложения. 4. Административно-технические правила (принципы налогового управления): · Определенность налогообложения. · Удобство уплаты налога. · Максимальное уменьшение издержек взимания.
Современные принципы налоговой системы 1. Стабильность, т.е. неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. 2. Равномерность налогообложения различных категорий налогоплательщиков и внутри этих категорий – предполагает недопущение значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т. д., а также недопущение разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. 3. Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер, т. е. они должны регулироваться только законами. 4. Соразмерность взимаемых налогов доходам налогоплательщиков.  

 

Продолжение табл. 1.2

  Означает, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, а также налоговые платежи не должны превышать уровня текущих поступлений (в противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором). 5. Удобство. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Минимальными требованиями в этой области являются:
  • каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;
  • количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
  • законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
  • тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны образованием;
  • при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.
6. Равенство налогоплательщиков перед законом. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права и ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации (например, предоставление индивидуальных налоговых льгот). 7. Минимальность издержек по сбору налогов (принцип рентабельности налоговых мероприятий) - предусматривает, что сумма налоговых поступлений должна быть больше суммы осуществленных затрат на их сбор. 8. Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности. Налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. 9. Доступность и открытость информации по налогообложению. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Налоговые органы обязаны предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Ограничение может быть лишь в области правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.  

 

Продолжение табл. 1.2

 

  Принципы, регулирующие налогообложение на территории Российской Федерации     1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным. При расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 3. Налогообложение должно быть справедливым. 4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая бы позволила налогоплательщику после уплаты налога осуществлять нормальное развитие. 5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить. 6. налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. 7. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 8. Не допускается применять налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство РФ и в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров или финансовых средств. 9. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК, налогов регионов и муниципальных образований – согласно законам субъектов РФ и нормативным актам представительных органов муниципальных образований. 10. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные Налоговым кодексом. 11. Нормативные правовые акты исполнительных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 12. Законодательные акты о налогах должны соответствовать Налоговому кодексу.
Принципы, установленные Налоговым кодексом, имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.