Литургия верных

Литургия оглашенных

Проскомидия

Псал. 131: "Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его..."

Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.

Молитва преложения: "Боже, Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб..." (из Литургии ап. Иакова)

 

епископ: "Благословенно царство Отца и Сына и Св.Духа..."

хор: "Единородный Сыне..." (не ранее 536 г.)

диакон: возглашает ектению.

епископ: "Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима..." (Молитва 1я антифона Византийской Литургии)

"Ты, Который даровал нам общие сия и согласные молитвы..." (Молитва 3я антифона Византийской Литургии).

Хор: поет гимн

епископ: "Господи Боже наш, уставивый на небесах чины" (тайная молитва входа из Византийской Литургии)

Малый вход.

хор: поет Трисвятое (с монофизитской прибавкой "распныйся за ны", введенной в 471 г. монофизитским патриархом Антиохии Петром Гнафевсом)

диак: Великая ектения.

Чтение пророчества, Апостола и Евангелия (элемент католического влияния, не ранее 12 в.)

Символ веры Никео-Цареградский (но на месте католического Credo!)

диак: Просительная ектения.

епископ: "Господи Иисусе Христе, Спаситель наш..." (парафраз католической молитвы: "Deus qui humanae substantiae ets...").

диак: "Да никто из оглашенных!"..

 

епископ: "Никто из связанных плотскими похотьми и сластьми..." (тайная молитва Херувимской из Византийской Литургии Василия Великого)

Великий вход под пение Херувимской песни (не ранее 573 г.)

епископ: "Господи Боже сил и Творец всего... соделай оное таинством тела и крови единородного Сына Твоего..." (Молитва Приношения свт. Афанасия Великого, сер. 4 в.)

Лобзание мира под пение хора: "Христос посреди нас".

диак: "Станем со страхом, будем внимательны!".

Анафора Византийского типа + "Отче наш".

Причащение священнослужителей (с молитвой Иоанна Златоустого)

Причащение мирян.

Благодарственная молитва.

Заключительный псалом — 33.

 

Исторический анализ этого чинопоследования вы теперь легко можете произвести и сами, пользуясь методом стратиграфии.

Древнейший слой (отраженный в структуре Евхаристического канона) указывает на раннюю (сер. 4 в.) Кесарийско-Каппадокийскую анафору, близкую к Литургии ап. Иакова (см. молитву предложения на Проскомидии).

Второй слой образовался в конце 4 — первой половине 5 века и связан с литургической реформой Василия Великого и Иоанна Златоустого, молитвы которых были усвоены Армянской Литургией.

Третий слой носит явные следы монофизитской смуты второй половины 5 — начала 6 вв. Сюда относится монофизитское прибавление к Трисвятой песни и такие чисто монофизитские особенности, как приношение неразбавленного вина на Евхаристии или замена квасного хлеба опресноками — вероятно, при католикосе Нерсесе 2 (525 — 531 гг.).

Вместе с тем, еще продолжается литургическое влияние Византии, что сказывается в практике тайных молитв (особенно антифонных) и таких элементов, как Просительная ектения, гимн "Единородный Сыне", Великий вход и Херувимская песнь.

Наконец, последний четвертый слой образовался уже после периода изоляции (после 11 в.) под влиянием католических заимствований. На это указывают Ветхозаветные чтения, местоположение Символа веры и прямое включение католической молитвы в конце Литургии оглашенных.

Таким образом подлинная Литургия свт. Григория Армянского оказалась настолько глубоко погребенной под этими позднейшими наслоениями, что реконструировать её не представляется возможным.