Эффективность информационных систем, способы ее расчета

Организационные процессы жизненного цикла

Вспомогательные процессы жизненного цикла

Вспомогательный процесс является целенаправленной составной частью другого процесса, обеспе­чивающей успешную реализацию и качество выполнения программного продукта.

1) Процесс документирования. Определяет работы по описанию информации, выдаваемой в процессе жизненного цикла.

2) Процесс управления конфигурацией. Определяет работы по управлению конфигурацией.

4) Процесс верификации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по верификации программных продуктов по мере их реализации.

5) Процесс аттестации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по аттестации программных продуктов.

7) Процесс аудита. Определяет работы по определению соответствия требова­ниям, планам и договору. Данный процесс может использоваться двумя сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) контролирует программные продукты или работы другой стороны (прове­ряемой).

1) Процесс управления. Определяет основные работы по управлению, включая управление проектом, при реализации процессов жизненного цикла.

2) Процесс создания инфраструктуры. Определяет основные работы по созданию основной структуры процесса жизненного цикла.

3) Процесс усовершенствования. Определяет основные работы, которые организация (заказчика, поставщика, разработчика, оператора, персонала сопровождения или администратора другого процесса) выполняет при создании, оценке, контроле и усовершенствова­нии выбранных процессов жизненного цикла.

4) Процесс обучения. Определяет работы по соответствующему обучению персонала.

 

Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в области информатики в целом пока не решена. Однако в процессе принятия решений об инвестициях в информационную инфраструктуру все острее ставится вопрос о финансовой ответственности специалистов в области информатики.

Несмотря на то, что ИС стали крупнейшей статьей корпоративных расходов, инвестирование в них в достаточной мере совершается в слепую, без ясного видения результатов. Такое положение дел является следствием, причина которого заключается в сложности определения результатов, ожидаемых в процессе эксплуатации информационной инфраструктуры вообще, и ИС в частности. Проблемным является тоже и процесс подсчета затрат, так как с одной стороны, затраты на ИТ распределяются по многим направлениям бухгалтерского учета, а с другой, существуют невидимые затраты, объем которых значителен.

Если каким-либо образом, например, с помощью экспертных или других оценок доходы удается определить, то экономическую эффективность ИСможно рассчитать следующим образом:

,

 

где - экономическая эффективность информационной системы;

- результаты (доход) и затраты, соответственно.

Разумеется, данная формула иллюстрирует лишь общий взгляд на определение эффективности, так как в ней не учитываются многие факторы. К таковым, прежде всего, следует отнести факторы времени и неопределенности. Первый фактор требует соблюдения соизмеримости одних и тех же величин, полученных в разные периоды, а второй - учета влияния на величину доходов и затрат событий, которые не поддаются предвидению.

Существуют следующие группы доходов:

1. Доход первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предприятия. Например: а) сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной задачи;б) сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок;в) сокращение неустоек и выплат штрафных санкций за счет введения графика доставки продукции;

2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленческих функций. Например: а) снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их передачи по каналам связи; б) сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации;в) снижение затрат за счет сокращения штата сотрудников, привлекаемых к делопроизводству, поиску и сортировке управленческой документации за счет внедрения электронного документооборота и т.д.

3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Связь эта опосредованная (не прямая). Например, улучшение работы службы маркетинга, за счет внедрения новых средств автоматизации, влияет не только на эффективность процессов сбыта и снабжения, но и на само производство, так как оно, возможно, будет работать более ритмично. Последнее повысит производительность труда.Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик.

Накапливается международный опыт оценки эффективности информационного обслуживания, который свидетельствует о том, что необходима система параметров:

- производительность (например, число обработанных документов, время, потраченное на решение задач и т.д.);

- доступность сервиса (например, возможность работы в нескольких часовых поясах);

- надежность сервиса (например, возможность потерь в случае простоя).

Определение финансовых результатов – сопоставление доходов и затрат, предлагается осуществлять в разрезе конкретных информационных сервисов.