Шактизм

Шиваизм

Большинство шиваитов почитает Шиву как высшего Бога, одновременно личностного и безличного, создателя, хранителя и разрушителя мира, источник жизни и смерти. Такого рода теологические воззрения шиваизма называются теистическим монизмом. Боги пантеона считаются детьми, проявлениями или творениями Шивы. Например, Вишну рассматривается как Шива в аспекте хранителя мира. Наряду с этим, среди образованных представителей высших каст, особенно брахманов, распространена адвайта-веданта («веданта недвойственности») — теологическая система абсолютного монизма, созданная величайшим теологом индуизма, ачарьей Шанкарой (788-820). Согласно Шанкаре, существует только одна и единственная Высшая Реальность — совершенно безличный и бескачественный Брахман.

Ишвара Шива, боги, души людей едины с Брахманом. Представление о их разделенности — заблуждение, порожденное неведением. Мир со множеством вещей и явлений есть иллюзия (майя), скрывающая Брахмана. Достигший освобождения от иллюзии сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом). Наилучшим методом достижения мокши Шанкара признавал джняна-йогу. Шанкара объединил 10 аскетических орденов саньясинов-шиваитов в Дашанами («десятиименную») сампрадаю. Сейчас к ней принодлежит ок. 1 млн. 200 тыс. садху. По преданию, Шанкара также основал 4 матха на четырех противоположных концах Индостана (в Канчипураме, Шрингери, Двараке и Пури). Их настоятели носят титул Джагадгуру («Учитель всего мира») Шанкарачарья и руководят сампрадаей. Раньше в Дашанами принимали только брахманов. Сейчас это правило соблюдают лишь в 3 орденах.

Вооруженные отряды нагов-дашанами появились еще раньше, чем нагов-рамананди. В прошлом первые враждовали с последними и между собой за контроль над центрами паломничеств и торговлей лошадьми и верблюдами. Также наги боролись с мусульманами и англичанами. В подражание Шиве наги курят гашиш и покрывают свое тело пеплом, остающимся от сожжения коровьего навоза (все, что исходит из коровы, которая почитается в индуизме священным животным, также считается священным). Отдельные подвижники-виры («герои») намазываются пеплом сожженных трупов, доводят себя до экстаза продолжительными плясками, кастрируют себя, наносят себе кровавые раны.

Большинство шиваитов полагает, что достичь мокши и слиться с Шивой могут только саньясины. Основа садханы аскетов-шиваитов — это раджа-йога и производные от нее виды йоги.

 

Шактисты поклоняются различным формам Шакти Дэви, которую считают верховной Богиней. Вот что говорится о ней в шактистском памятнике «Дэви-махатмья» (ок. VI в. н. э.) — составной части Маркандея-пураны:

«Сам Господь Брахма... обращается к Ней с такими словами: «Тобой рождена вся эта вселенная, Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир... Ты — высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури) <...> Ты — великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты — Богиня удачи... Ты превосходишь границы высокого и низкого» (1, 75-82).

Главный объект поклонения шактистов — йони (символическое или натуралистическое изображение гениталий Дэви).

Наибольшим почитанием шактистов пользуются устрашающие формы Дэви, особенно Дурга («Недостижимая») и Кали («Черная»). Богиня войны Дурга родилась из гнева богов, которые не могли справиться с демоном-буйволом Махишей. Каждый из них вложил в ее руки свое оружие и она победила Махишу. Когда другие демоны, Шумбха и Нишумбха, с помощью аскезы вновь получили власть над богами, Дурга в ярости породила из своего лба Кали. Вместе они убили демонов. Их вахана — лев или тигр. Кали изображают в ожерельях из черепов, отрубленных рук и голов, с выпученными глазами, клыками, высунутым языком. В руках она держит оружие, отрубленную голову и чашу из черепа с кровью врагов. Кали стоит на трупе, изображающим бездеятельного запредельного Шиву, космическим проявлением которого она выступает. Живет Кали в местах кремации в окружении шакалов.

Дэви является, по сути, олицетворением природы. Шакты, поклоняясь ужасающим формам Богини (которые в то же время считают прекрасными), почитают природу во всех ее проявлениях, включая страшные и разрушительные. В шактизме спасение понимается как слияние с Шивой через неотделимую от него Дэви — объект шактистского бхакти . Дурге и Кали приносят в жертву самцов животных и мужчин. До середины XIX в. людей приносили в жертву регулярно и открыто, после — редко и скрытно. В том же XIX в. англичане с большим трудом уничтожили тайный орден душителей-тхагов, убивавших и грабивших свои жертвы во славу Кали и посвящавших ей награбленное. Среди жрецов Кали мало брахманов, зато много членов низших каст. Шактизм наиболее распространен в Ассаме, Ориссе, Бихаре и Бенгалии, столица которой, Калькутта, названа так в честь Кали.