Богослужение, храмы и праздники

Движение бхактов

Среди вишнуитских и шиваитских текстов особое место занимают произведения, созданные поэтами-бхактами. Движение бхактов - преданных поклонников Шивы (наянаров) и Вишну (альваров) — охватило юг Индостана в VII – IX вв. н. э. Гимны наянаров, собранные в XI в., исполняются при совершении шиваитских обрядов. Из гимнов альваров в IX в. был составлен богослужебный сборник Шривайшнава сампрадаи. В начале II тысячелетия н. э. движение бхактов получило дальнейшее развитие уже на севере Индии, преимущественно в вишнуизме.

Напомним, что «Бхагавадгита» учит о бхакти как преданной любви к Богу. В движении бхактов произошла трансформация бхакти в мистическую влюбленность — непреодолимое влечение бхакта к божеству, которое возникает спонтанно и подобно одержимости. В Средние века бхакти начинает вызываться не столько личными качествами Бога, его любовью к человеку, сколько безграничной притягательностью и красотой божественного образа, который довольно часто конкретизирован в том или ином священном изображении (мурти). Бхакты не только слагали собственные гимны, они пересказывали на национальных языках Индии эпос, сделав его доступным множеству простых людей, не знающих санскрита. Гуру сект бхакти, в отличие от ортодоксальных брахманов, принимали в свои общины и допускали их на богослужения в большинство храмов (некоторые гуру — во все храмы) членов низших каст и неприкасаемых. Неприкасаемые (Нанда и Чокамела) и женщины (Андал и принцесса Мирабаи) даже входят в число почитаемых бхактов. Таким образом, бхакти — эмоциональная преданность божеству — в Средние века становится преобладающей, поистине народной формой религиозности индуизма.

 

Главным способом выражения бхакти в I тысячелетии н. э. становится пуджа («почитание») — неведийский обряд бескровного жертвоприношения богам. Пуджа, сложившись под влиянием идеи ахимсы, вытеснила или серьезно трансформировала ведийские жертвоприношения. В храмах жрецы-пуджари совершают пуджу 5 раз в день в ходе регулярных богослужений, а также по заказу прихожан. В домах пуджа совершается главами семей, семейными жрецами-пурохитами или приглашенными пуджари, по крайней мере, рано утром и поздно вечером. Если жреческое служение для высших каст исполняют брахманы, то у низших каст свои жрецы. В деревнях жрецы нередко совмещают свои богослужебные обязанности с крестьянским трудом. Жрец может быть одновременно и гуру, если он имеет необходимое посвящение.

Пуджа совершается перед мурти богов и гуру, в некоторых сектах - перед живыми гуру. Изображения богов, обычно скульптурные, становятся мурти после обряда освящения, в результате которого, как считается, божество вселяется в изображение. Поэтому храм называется мандира, т. е. «жилище» бога. Храмы строятся входом на восток, некоторые – так, чтобы на рассвете первые солнечные лучи осветили мурти. Каждый храм посвящен одному богу или богине, однако в нем также могут располагаться мурти и отдельные святилища других богов.

Службы в мандирах не носят общинного характера и совершаются пуджари независимо от присутствия прихожан. Перед тем, как войти в храм, индуист должен совершить омовение, избавиться от любых кожаных вещей и снять обувь. С собой он должен взять приношение богам, которое затем жрец предложит мурти.

Цель пуджи — даршан, т. е. лицезрение мурти богов для получения их милости (прасада). В самом общем виде пуджа состоит из следующих элементов:

– Если пуджа совершается утром, то фигуры богов будят, умывают и одевают. В храмах вишнуитов этот этап пуджи проходит за завесой.

– Перед мурти совершаются поклоны, возжигаются лампады и воскуряются ароматические палочки.

– Изображениям богов подносятся цветы, фрукты, йогурт, сладости, рис.

– В течение пуджы жрец читает мантры, звучит музыка; часто в честь богов поют хвалебные гимны и танцуют. При некоторых мандирах живут дэвадаси («рабыни бога»), составляющие касту профессиональных храмовых танцовщиц и проституток.

– Поднесенная богам и тем освященная пища раздается участникам пуджи в качестве вещественного выражения прасада и поэтому называется также прасадом.

В большие праздники мурти выносят из храмов для торжественных процессий. В священном г. Пури (штат Орисса) находится большой храмовый комплекс, посвященный одной из форм Кришны — богу Джаганатху («Владыке мира»). На праздник колесниц (Ратха-ятра), когда двухметровое мурти Джаганатха вывозят из храма, стекаются сотни тысяч паломников. В прежние времена некоторые из них, надеясь попасть в рай, бросались под колеса тяжелых повозок, чтобы быть раздавленными этим имеющим странные формы и особо почитаемым мурти.

Индуисты отмечают множество праздников и священных дней. Их даты каждый год меняются, поскольку в индуизме используется лунный календарь. Дивали (праздник огней) — самый популярный праздник, отмечаемый в течение 5 дней в лунном месяце картик (октябрь-ноябрь). Первый день праздника посвящен Лакшми и Парвати. На второй день мужчины и женщины, подражая Шиве и Парвати, играют между собой в кости. На третий день отмечается победа Вишну над демоном Бали. На четвертый – возвращение Рамы и Ситы в свою столицу после победы над Раваной. Повсюду зажигают иллюминацию и огни, что символизирует победу света над тьмой.

Самый веселый праздник – трехдневный карнавал Холи, который проводится в месяце пхальгун (февраль-март). Холи посвящен любовным играм юного пастуха Кришны с пастушками. На Холи разжигают большие костры, взрывают петарды, громко трубят и барабанят, танцуют на улицах, обливают и обсыпают друг друга красками.

Каждые три года в одном из четырех городов на берегах священных рек проводится Кумбхамела. Главная («Полная») Кумбхамела проходит раз в 12 лет в Аллахабаде (Праяге). Во время этого праздника торжественная процессия из десятков тысяч садху следует для омовение в Ганге. Омовение совершается в строго определенной для каждой сампрадаи очередности. В прежние времена между садху вспыхивали кровавые столкновения за место в очереди. Вслед за садху омовение совершают миллионы мирян. На Кумбхамелу 2001 г. собралось более 30 млн. паломников. Во время Кумбхамелы проводится собрание гуру различных сампрадай, которые решают всякого рода теологические и организационные вопросы, принимают в сампрадаи новых членов. Решения таких собраний обладают для индуистов большим авторитетом.

Из других праздников нужно отметить Дасера (праздник Дэви), Шиваратри («Ночь Шивы», предваряемая днем поста), а также дни рождения Кришны, Рамы, Ханумана и Ганеши.