История ислама в России

Появление на территории Армении, Азербайджана. Дагестана – в 7 веке. В 8 в. – борьба Арабского халифата и Хазарского каганата. Ислам утверждается на Восточном Кавказе. Все немусульманское население облагалось тяжелой пошлиной – джизьей, а также поземельным налогом – хараджем – 20% урожая. 9-10 вв . –ислам в Волжской Булгарии, имелись мечеёёти и учебные заведения. В 922 г ислам провозгашен в Великих Булгарах государственной религией. Это государство просуществовало до начала 15 в.

В 8-пер.пол.10 вв. – проникновение на Северный Кавказ. 10-15 – Дагестан. 15-17 вв. – чеченские и ингушские территории.

Деление по направлениям – Сев.Кавказ – сунниты, Азерб. и Ю.Дагестан – шиизм.

Улус Джучи – также мусульманское государство с конца 13 в. Потом на его основе образовались исламские государства: Крымское ханство (1443-1783), Астраханское ханство (1459-1556), Казанское ханство (1438-1552), Касимвское (сер. 15-1681), Сибирское (1429-1582).

В границах Российской Империи – сунниты – Поволжье, Крым, Средняя Азия и Казахстан; шииты- Азербайждан, шииты-исмаилиты – Горный Бодахшан.

Мусульмане не имели права держать православных в зависимости. Улоцежние Алексея Михайловича не допускало проповедь ислама. Указ 1749 – льготы для новокрещеных. Строительство мечети разщрешалось при наличии 200-300 ревизских душ и отсутствии угрозы для перехода православных в ислам. Число мечетей 1833- 4785. Эдикт «О терпимости всех вероиповеданий» при Е 2 1773. В 1782 г. создано Муфтиатство, 1788 – Оренбургское духовное собрание с центром в Уфе. В начале 20 в. – Оренбургское, Таврическое и Закавказское духовные управления. В Средней Азии традиционное управление общиной, без новых структур. 1787 – издание Корана на арабском языке на средства казны. 1877 – издание в Казани известного перевода Саблукова на русский язык. В начале 20 в. сделаны переводы на тюркские языки.

30-50е гг 19в. – имамат Шамиля в Дагестане и Чечне – первое мусульманское государство на территории России. Термины – мюридизм – добровольное следование. Газават – джихад, война за веру.

Указы 1833- Мусульмане России должны выполнять все требования своей религии, строго выполняя ее догматы». !*:% - строгое соблюдение ислама предписывалось.

В Средней Азии сохранялись огромные исламские институционные землевладения – вакуф. Однако с 1886 объявлены собственностью тех, кто обрабатывал.

1888 – закон об образовательном цензе для мусульманского духовенства.

В последней четверти 19 в. – распространение движения джадидизма – мусульманского просветительства. Реформировали старые медресе и формировали светские мусульманские учебные заведения. В 1913 г. – 967 исламских учебных заведений. Бурное развитие мусульманской периодической печати.

В 1917 г. – 26 000 мечетей, причем почти при каждой была школа. Кроме того на территории Бухарского эмирата и Хивнского ханства еще 15 000. Конечно, большевики устроили гонения. Среди исламистов было сходное с живоцерковниками движение «прогрессистов», которые в начале 1920-х гг. образовали Центральное духовное управление мусульман. Постепеноо их подавили. О политике властей можно судить по тому, что в Узбекистане число мечетей сократилось к 1936 г. с 14905 до 4830.

В 1943 г. разрешили создать Духовное управление мусульман СА и Казахстана в Ташкенте, а также ДУ мус. Сев.Кавказа в Буйнакске и ДУ мус. Закавказья в Баку. Была разрешена мусульманская благотворительность – закьят. С 1944 разрешен хадж.

В хрущевско-брежневское время – почти все мечети закрыты, в Турмении – 4, Дагестане – 27. В то же время множество нелдегальных. В 70-80е гг. в Таджикистане 17 мечетей, и около 1000 мест тайного постоянного богослужения.

В настоящее время в России проживает 8-9 млн. (5,5-6% населения РФ) мусульман из 40 этносов. На Сев. Кавказе составляют 42,9% населения, в Центральной России – 0,2%. Наиболее исламские области – Оренбургская, Тюменская и Челябинская, потом Нижегородская, Омская, Самарская и Саратовская. В М. и МО - от неск. сот тыс. мусульман. Этносы – татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, даргинцы – 300 тыс., а также лезгинцы, ингуши, карачаевцы, лакцы, балкарцы, азерб., казахи, узбеки, таджики и киргизы.

Самоидентификация – в Татарстане верующими в 90-е гг. назвали себя 86% селян и 66,6% горожан. Сейчас меньше. Вообще среди всех татар немногим более половины наз. себя мусульманами. Только в Дагестане приближается к 100%.

На начало 1997 – зарегистрировано 2738 мус. религиозн. объединений, из них 2587 – общины при мечетях. На 1995 насчитывалось около 5000 мечетей. Из них Татарстан – 700, Башкирия – 490. На самом деле цифры гораздо выше, если учесть, что только на С.Кавказе более 3000 мечетей.

Более 100 мусульм. учебных заведений. Учатся также в Сауд. Аравии, Ливии, Египте, Турции, Сирии и др. До сих пор жалуются на полохе знание арабского языка, ошибки в богослужении и плохое образование исл. духовенства.

Духовных центров и управлений на 99 г. – 51, 2907 общины, 114 учебных заведения.

ДОБАВЛЕНИЯ О ЧЕЧНЕ

коренное население сев.Кавказа – вайнахи (чеченцы-нохчий. ингуши-галгай, аккинцы из Дагестана и кисты из Грузии). Названы чеченцами в 1722 при Петре 1 по бою при селении Чечен. 1785-1791 имам шайх Мансур пытался создать горское государство. Имамат с центром в Ведено – середина 19 в. Шамиль. Влияние суфийскго ордена накшбандийа. Вплоть до 1859 г.

Попытки государственности – 1918 – Терская Сов Респ в РСФСР. Потом – Горская Республика, искавшая международного признания. 1919-1920 – северокавказский эмират шайха Узун-хаджи с центром в Ведено. Считается, что сами основы чеченской национальности сформированы исламом. Первое воздействие еще в 8-9 вв. в связи с арабо-хазарскими войнами; потом 11-12 вв. через половцев; 13-14 – через Орду и далее. Местная письменность сложилась на основе арабской в 14 в. Однако укоренение ислама довольно поздно – 18-19 вв. С самого начала ислам в форме суфизма. Велика роль шайхов. Их могилы стали местами поклонений: напр. мавзолей шайха Уммал-Ахада в Сержень Юрт – тысячи паломников, моления о ниспослании дождя.

Главные направления накшбандийа и кадирийа (шайх Кунта-хаджи, основное коллективное радение – зикр-джахр – громкое моление, переходящее в быстрый бег по кругу против часовой стрелки. Между радениями – религиозные гимны.

Местные ваххабиты начали свое развитие в 1970-е гг. Главные деятели Багаутдин Кебедов и Ахмад-кади Ахтаев. Активно формировали молодежные мусульманские группы в Дагестане после возвращения из ссылки. Группы разгромлены КГБ в 1982-4 гг. На рубеже 80-90 движение окончательно оформилось. Сильный антисуфийский оттенок, агрессивность. Молодежь обучается в Турции и арабских странах – около 1000 чел. Приобрели свои военизированные группы, в т.ч. – Хаттаб, потомок иорданских чеченцев, с 1994 г. поселился в Карамахи Буйнакского Дагест. В этом селе организовали военную школу для подготовки к джихаду. Агрессивное противостояние суфиям, оттого началось противостояние с местным духовенством, добивавшимся подавления ваххабизма. Гонения привели лишь к распространению в южном Поволжье, Ставрополье, Черкесии, Кабардинобалкарии. Лидер – Б.Кебедов, издал постановление о правомерности похищения людей для вызволения из плена воинов джихада. Ныне скрывается вместе с прочими лидерами Чечни.

Иудаизм

 

Для нас правильнее полагать, что существует вера Ветхого Завета, ставшая основой для христианства, и уклонение от этой веры, предпосылки для которого сформировались в период перед Рождеством Христо-вым и усугубились на фоне неприятия синагогой Иисуса как Мессии.