ОВЕРЛЕЙ
Использование модулей
Пример
Cекция инициализации
В некоторых случаях перед обращением к модулю следует провести его инициализацию (например, установить связь с теми или иными файлами с помощью процедуры Assign). Необходимые действия можно выполнить в секции инициализации модуля. Эта секция начинается, словом begin, после которого идут исполняемые операторы, а затем помещается слово end.
Операторы секции инициализации выполняются единственный раз в момент запуска программы.
Если инициализация модуля не нужна, то в секции помещается лишь слово end.
Модуль, содержащий средства работы с комплексными числами:
unit Cmp;
interface
туре
Complex=record{способ представления}
Re,Im:real {комплексных чисел}
end;
{Заголовки процедур, реализуют операции над комплексными числами}
procedure InitC (c:Complex;R,I:real);
procedure AddC (c1,c2:Complex;var R:Complex);
procedure MaltC (c1,c2:Complex;var R:Complex);
procedure DivC (c1,c2:Complex;var R:Complex);
procedure WriteC(c:Complex);
implementation
{полные описания процедур (с сокращенными заголовками)}
procedure InitC;
begin
with c do
begin
Re:=R;
Im:=I;
end;
end;
procedure AddC;
begin
with R do
begin
Re:=c1.Re+c2.Re;
Im:=c1.Im+c2.Im;
end;
end;
procedure MaltC;
begin
with R do
begin
Re:=c1.Re*c2.Re+c1.Im*c2.Im;
Im:=c1.Im*c2.Re+c1.Re*c2.Im;
end;
end;
procedure DivC;
var
Tmp:real;
begin
with c2 do Tmp:=Re*Re+Im*Im;
with R do
begin
Re:=(c1.Re*c2.Re+c1.Im*c2.Im)/Tmp;
Im:=(c2.Re*c1.Re+c1.Re*c2.Im)/Tmp;
end
end;
procedure WriteC;
begin
with c do
begin
write(Re);
if Im=0 then exit;
if Im<>0 then write('+');
write(Im);
write('i');
end;
end;
end.
Program Complex;
uses Cmp;
var
c1,c2,c3:Complex;
begin
InitC(1,2,c1);
InitC(3,4,c2);
MultC(c1,c2,c3);
DiveC(c1,c2,c3);
WriteC(c3);
write(c3);
end.
Модуль компилируется как обычный файл.Поскольку он не является непосредственно выполняемой единицей, то в результате его компиляции образуется дисковый файл с расширением .tpu(Turbo Pascal unit). При этом имя файла берется из имени файла с исходным текстом модуля.
Для того чтобы получить доступ к интерфейсным объектам модуля, необходимо указать в программе имя нужного tpu-файла.
Конструкция имеет следующий общий вид:
Uses v1, v2, v3; (v1, v2, v3-имена используемых модулей)
Если некоторый модуль использует объекты другого модуля, то такие спецификаторы должны следовать сразу же после слова interface
При решении реальных задач в среде Турбо Паскаль возможен случай нехватки основной памяти. Для преодоления этой трудности имеется механизм, который называется оверлейным. Его применение позволяет разрабатывать Паскаль-программы, размер которых больше размера основной памяти. Основным принципом оверлейного механизма является представление программы в виде отдельных блоков, которые по переменно могут занимать одну и ту же область основной памяти. При этом необходимый блок загружается в основную память, вытесняя оттуда ранее выполнявшийся блок.
Оверлейный механизм достаточно широко распространен и применяется не только в Турбо Паскале. Оверлейная программа выполняется медленней, чем аналогичная неоверлейная, поскольку требуется время на загрузку и выгрузку отдельных блоков.
Средства построения оверлейных программ в Турбо Паскале базируется на следующих основных принципах:
1) Оверлейная программа должна быть реализована следующим образом:
во-первых, должна быть управляющая (резидентная) часть, которая постоянно находится в основной памяти, во вторых может быть несколько блоков, которые попеременно загружаются в специальный оверлейный буфер основной памяти. Размер оверлейного буфера, который выделяется по умолчанию может быть увеличен во время выполнения программы.
2) Оверлейные блоки должны быть оформлены в виде модулей, снабженных специальной директивой {$0+}.
3) Все средства управления оверлеями сосредоточены в стандартном модуле OVERLAY. Поэтому никаких специальных языковых конструкций оверлейный механизм не предусматривает.
4) При трансляции оверлейной программы компилятор Турбо Паскаля работает следующим образом: управляющая часть программы (неоверлейная) оформляется в виде еxe-файла, все оверлейные блоки, оформляются в виде одного файла с расширением OVR. Таким образом при компиляции все файлы собираются в один файл с расширением OVR.
5) Все обращения к оверлейным процедурам и функциям должны осуществляться по средствам дальнего типа вызова. Для этого подпрограммы или оверлейный модуль вцелом снабжаются специальной директивой F с которой они должны компилироваться {$F+}. Турбо Паскаль при отсутствии специальной директивы автоматически выбирает адресацию к подпрограмме. Если подпрограмма находится в одном файле с основной программой, то она компилируется с ближним адресом входа и возврата (near). Этот адрес состоит только из смещения в текущем сегменте.
Если подпрограмма находится в модуле (unit), то она компилируется с дальним адресом (far), который состоит из адреса сегмента и смещения. Если требуется нестандартная компиляция, то есть размещение подпрограммы, которая находится в одном файле с основной программой то используется директива F+.
6) Основная часть (управляющая ) оверлейной программы должна содержать предложение USES, в котором перечисляются используемые оверлейные модули. В этом же предложении могут быть указаны так же и не оверлейные модули. Но первым в этом предложении обязательно должен быть указан модуль OVERLAY. Вслед за предложением USES должны размещаться директивы компилятора, которые указывают, какие модули в предложении USES являются оверлейными. Каждая такая директива имеет вид
{$0 имя модуля} имя модуля должно совпадать с именем дискового файла, в котором находится оверлейный модуль.
7) В теле управляющей программы перед первым обращением к какой-либо оверлейной подпрограмме должен быть вызов стандартной процедуры OVRInit из модуля OVERLAY. Эта процедура инициализирует систему управления оверлеями. У этой процедуры всего один параметр, который является строкой с именем того файла, в котором собраны коды оверлейных модулей.
Например:
Составить программу с оверлейной структурой, состоящей из управляющей части с именем PrimOVR и двух оверлейных модулей ModOVR1, ModOVR2 каждый из которых содержит по одной процедуре вывода текстовой информации.
{$F+,0+};
Program PrimOVR;
Uses Overlay,printer,ModOVR1, ModOvr2$
{$0 ModOVR1};
{$0 ModOVR2};
BEGIN
OVRInit (‘PrimOVR.OVR’);
Vivod 1;
Vivod 2;
END.
Далее запишем модули Unit каждый из которых содержит по одной процедуре.
{$0+,F+};
Unit ModOVR1;
interface
procedure vivod 1;
inplementation
procedure vivod 1;
BEGIN
Writeln(‘ Модуль 1’);
END;
END;
{$0+,F+};
Unit ModOVR 2;
interface
procedure vivod 2;
inplementation
procedure vivod 2;
BEGIN
Writeln(‘Модуль 2 ’);
END;
END.