Русское богатство» под редакцией Н. Кривенко и Н. Михайловского. Беллетристический отдел журнала.

Одним из крупных и авторитетных журналов в России становится «Русское богатство». Он был организован в 1876 г., но до 1880 г. не имел заметного влияния в журналистике.

С 1880 по 1881 г. журнал издавался группой (артелью) народнических литераторов во главе с писателем Николаем Николаевичем Златовратским. В 1880 г. в журнале сотрудничал Георгий Валентинович Плеханов, еще не вполне освободившийся от идей народничества. Однако артельный журнал не оправдал себя.

С 1883 по 1891 г. «Русское богатство» издавалось литератором Леонидом Егоровичем Оболенским как либерально-народнический ежемесячник с философским, морально-религиозным уклоном, но большим успехом у читателей не пользовался.

С 1892 г. «Русское богатство» перешло в руки авторитетных народнических публицистов Сергея Николаевича Кривенко и Николая Константиновича Михайловского.

Став руководителями журнала, Кривенко и Михайловский с 1894 г. развернули активную полемику с марксистскими идеями. После нескольких критических статей против «легального марксизма» прежде всего Струве, Михайловский и его сотрудники перешли к критике трудов Маркса, Энгельса и Плеханова. Это обстоятельство увеличивало интерес к журналу.

Николай Евграфович Федосеев, Георгий Валентинович Плеханов пытались защитить свои позиции. Однако в их распоряжении не было легальных изданий. Достойный ответ Михайловскому и Кривенко дал Плеханов в своей книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вышедшей под псевдонимом в 1895 г.

Сотрудники «Русского богатства» стремились придать журналу в целом демократический характер, претендуя на роль хранителей идейного наследства 60-х годов, идей крестьянской демократии, общинного устройства. Большую роль в этом сыграл В.Г. Короленко, ставший соредактором журнала в 1895 г.

Журнал «Русское богатство вел постоянную полемику с консервативной печатью по ряду общественных вопросов, выступал с критикой крепостнических пережитков, широко освещал внутреннюю жизнь России: голод 1893 г., произвол администрации, национальную политику правительства, незавидное положение земств, стесненное положение печати. Все это привлекало к журналу широкие слои русской интеллигенции.

Тираж его в 90-е годы достигал 14 тысяч экземпляров.

На страницах журнала в эти годы публиковались выступления против философских идей Л. Толстого и Достоевского. «Русское богатство» выступало против теории частого искусства, резко критиковало появившееся декадентство («Литература и жизнь» Михайловского).

Прогрессивный характер имел в 90-е годы беллетрический отдел журнала, в котором участвовали Леонид Николаевич Андреев, Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, Викентий Викентьевич Вересаев, Александр Иванович Куприн, Иван Алексеевич Бунин, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Короленко был непревзойденным мастером художественного очерка. Яркая публицистическая форма, предельная правдивость, смелость постановки общественно-значимых проблем, гуманизм характеризуют все его выступления в печати. Большинство произведений написано им по личным впечатлениям, хорошо документировано.

Публицист ставит вопрос о тяжелом положении крестьян, малоземелье, кулачестве в деревне, о беззакониях по отношению к простому народу («В голодный год», «Сорочинская трагедия»), протестует против национальной политики русского правительства, направленной на разжигание розни между народами и народностями России («Мултансткое жертвоприношение», «Дом № 13» и др.).

В статье «Знаменитости конца века» Короленко осудил французское правосудие по поводу расправы над Альфредом Дрейфусом – французский офицером, политический процесс над которым имел огромный резонесн.

Посетив в 1893 г. Америку, Короленко печатает в журнале повесть «Без языка» и очерк «Фабрика смерти» (о чикагской скотобойне) в «Самарской газете», где подвергает критике отдельные стороны американской демократии и некоторые нравственные нормы, рассказывает о трудной доле русских и украинских крестьян-эмигрантов.

Не раз разоблачал он провокационные выступления консервативной журналистики, направленной непосредственно против него, против публикации им критических выступлений.