Издание журнала «Набат» П.Н. Ткачева.

В 1873 г. за границу эмигрировал активный революционер-народник, незаурядный публицист и литературный критик Петр Никитич Ткачев. Первоначально он предполагал сотрудничать в журнале «Вперед!», но это оказалось невозможным из-за разногласий с Лавровым.

В 1874 г. Ткачев выступил с брошюрой «Задачи революционной пропаганды в России». В ней он критиковал Лаврова за якобы присущий ему оппортунизм, за отказ от решительных действий и намерение вести длительную и систематическую подготовку революции. Ткачев не видел в этом необходимости. Он считал, что народ уже созрел для своей роли для своей роли в революции, ибо русское крестьянство по инстинкту настроено социалистически.

Русская революционная интеллигенция тем более готова к тому, чтобы стать во главе переворота. Основное, считал Ткачев, - действовать и при том немедленно. Хорошо организованная группа революционеров может захватить государственную власть и, пользуясь ею, совершить социалистические преобразования общества. В спор между русскими революционерами-эмигрантами вмешался Ф. Энгельс. Главный удар нанес он Ткачеву. В статьях «Эмигрантская литература» (1874) и «О социальном вопросе в России» (1875) Энгельс научно разобрал воззрения Ткачева и высмеял его как беспочвенного фантазера, «зеленого» гимназиста, которому «нужно учиться еще азбуке социализма».

Цифрами и фактами Энгельс доказал, что русское государство представляет собой орган классового господства помещиков и капиталистов, а также бесчисленной армии чиновников». И когда Ткачев уверяет, что оно «не имеет никаких корней в экономической жизни народа, не воплощает в себе интересов какого-либо сословия», что оно «висит в воздухе», то нам начинает казаться, что не русское государство, а скорее сам г-н Ткачев висит в воздухе».

Но даже столь глубокая критика не образумила Ткачева, полагавшего, что Энгельс не знает русской действительности. Для пропаганды среди революционеров-эмигрантов своих взглядов он предпринял в конце 1875 г. издание журнала «Набат», который выходил сначала в Женеве, затем в Лондоне нерегулярно. Менялась форма издания, ряд номеров верстался в виде газеты. В журнале были отделы: «Иностранное обозрение», «Внутреннее обозрение», «Правда ли?».

«Набат», руководимый Ткачевым требовал немедленного свержения самодержавия. В программной статье журнала издатель писал: «Бить в набат, призывать к революции – значит указывать на ее необходимость и возможность именно в данный момент, выяснять практические средства ее осуществления». «Государственный заговор» был провозглашен наиболее целесообразным средством низвержения царского самодержавия. Революционная проповедь Ткачева была обращена исключительно к интеллигенции. Информация из России ограничивалась фактами политической борьбы народников и студенчества.

Таковы три направления народнической идеологии 70-х гг.: теории Лаврова, Бакунина и Ткачева. Общим для них было видение социалистического идеала, основанного на крестьянской общине. Все три идеолога критиковали капитализм и полагали, что Россия минует буржуазную стадию развития. Они понимали революцию только как крестьянскую, в результате которой будут уничтожены монархия и феодальные пережитки.

Расхождения между Лавровым, Бакуниным и Ткачевым начинались тогда, когда они излагали не столько существо революции, сколько пути и средства ее осуществления в конкретных условиях.

Надо сразу сказать, что ни одно из трех направлений народнической мысли не стало господствующим, основным среди революционеров-практиков. Более того, трудно назвать кружок или организацию, состоящую целиком из лавристов, бакунистов или сторонников Ткачева, хотя в различные периоды то одно, то другое идейное течение выдвигалось на первый план.

Теоретические и практические различия, существующие в программах Лаврова, Бакунина и Ткачева, вызывали оживление дискуссий среди революционеров России.

Один из активных народников 70-х гг. Н.А. Чарушин вспоминал: «Сторонники первого хотели возвратить «неоплатный долг», идти в народ, готовить его к освобождению. Вторые – выступали против длительной пропаганды, призывая народ к действию, бунтам, поскольку действие лучше всего революционирует народные массы. Третьи говорили, что народ вообще нечему учить, стоит только «зажечь спичку» и вспыхнет всенародный пожар. Наконец, четвертые никакими конкретными задачами не задавались, желая лишь ознакомиться с бытом и настроением крестьян».

Журналистика 1890-х гг.

План:

1. Общая характеристика системы печати 90-х гг.

Основные типы периодических изданий.

2. «Русское богатство» под редакцией С.Н. Кривенко и Н.К. Михайловского: беллетристический отдел журнала.

3. А.М. Горький в провинциальной печати (на примере газеты «Нижегородский листок»).

Литература:

1. Хуторова, Л. М. Алексей Сергеевич Суворин, 1834–1912гг.: судьба и взгляды : диссертация ... кандидата исторических наук. Казань, 2001.

2. Тихонова, М. А. Стратегия газет: редакторы-издатели и их читательская аудитория к типологии московских ежедневных газет 80-х годов XIX в. Электронный ресурс: http:www.altai.ru/~kleio/aik/krug/5/20.shtml.

3. Панков, И. «Русский курьер» купца Ланина // Журналист. 2008. № 7. С. 91.

4. Объедков, И. В. История отечественной журналистики: Учеб. пособие. – М.: МГТУ ГА, 2005. – 104 с.

5. Менделеев, А. Г. Жизнь газеты «Русское слово»: Издатель. Сотрудники. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 208 с.

6. Махонина, С. Я. История русской журналистики начала XX века : учебно-методический комлект (учебное пособие, хрестоматия) / С. Я. Махонина. – 4-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 368 с.

7. Есин, Б. И. История русской журналистики (1703–1917) : учебно-методический комплект (учеб. пособие; хрестоматия; темы курсовых работ) / Б. И. Есин. – 4-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2009. – 464 с.

8. Русское богатство. 1876 – 1918 / ред.-издатель А. Злобин. – М., 1991. - № 1.