IV. 6.Применение физических методов охлаждения.
IV. 6. 1. Техника применения пузыря со льдом.
Цель:
- Сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных оргнов и тканей
 - Снижение чувствительности нервных рецепторов
 
Показания:
- Кровотечения
 - Острые воспалительные процессы в брюшной полости
 - Ушибы в первые сутки
 - Высокая лихорадка
 - Послеоперационный период
 
Оснащение:
- Пузырь для льда
 - Кусковой лёд
 - Вода, температуры 14 – 160, пелёнки
 
| ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ | 
| Подготовка к процедуре | |
| - Объяснить ребёнку/родственникам смысл и ход выполнения манипуляции, получить согласие | - Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре | 
| - Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | - Обеспечение инфекционной безопасности | 
| - Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда (при необходимости поместить кусковой лёд в пелёнку и разбить его на мелкие кусочки, размером 1 – 2 см деревянным молотком; нельзя замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере, так как поверхность образовавшегося конгломерата льда велика) | - Предупреждение переохлаждения, отморожения. Измельчённый лёд более равномерно распределяется в пузыре | 
| - Наполнить пузырь льдом на ½ объёма и долить холодной воды до 2/3 объёма (или колотым льдом на 2/3 объёма) | - Тающий лёд поддерживает температуру воды 10 - 120. Исключение переохлаждения, отморожения кожи | 
| - Положить пузырь на горизонтальную поверхность, вытеснить из пузыря воздух нажатием руки, плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть верх дном | - Пузырь принимает плоскую форму - Обеспечение герметичности | 
| Выполнение процедуры | |
| - Завернуть пузырь в сухую пелёнку и положить на нужный участок тела на 20 минут. При необходимости пузырь можно держать боле длительное время, но через каждые 20 минут необходимо делать перерыв на 10 – 15 минут. К голове ребёнка пузырь со льдом прикладывается на расстоянии 2 – 3 см (между головой и пузырём должно свободно проходить ребро ладони) | - Предупреждение местного переохлаждения, отморожения. - Исключение вероятности длительного местного спазма сосудов. | 
| - По мере таяния льда можно сливать воду и добавлять кусочки льда | - Достижение максимального эффекта процедуры | 
| Завершение процедуры | |
| - Убрать пузырь, удалить лёд, протереть пузырь дезраствором двухкратно | - Обеспечение инфекционной безопасности | 
| - Снять перчатки, поместить в дезраствор, вымыть и осушить руки | 
IV. 6. 2. Техника физического охлаждения с помощью спирта.
Цель:
Добиться снижения температуры тела
Оснащение:
Флакон с 40 – 500 этиловым спиртом (6 – 8% раствор столового уксуса, 40 – 450 водка), ватные шарики.
| ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ | 
| Подготовка к процедуре | |
| - Объяснить ребёнку/родителям суть и ход манипуляции, получить согласие | - Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре | 
| - Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности | 
| - Подготовить необходимое оснащение | - Условие чёткого выполнения процедуры | 
| Выполнение процедуры | |
| - Раздеть ребёнка, осмотреть кожные покровы | - Исключение повреждения кожи | 
| - Ватным тампоном, смоченном в этиловом спирте, протереть те места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела: височная область. область сонных артерий подмышечная область локтевые, подколенные ямки паховые складки | - Обеспечение теплоотдачи | 
| - Повторять протирание складок каждые 10 – 15 минут | - Обеспечение эффективности проведения процедуры за счёт увеличения теплоотдачи | 
| - Через 20 – 30 минут перемерять температуру тела | - Определение эффективности проведения процедуры (температура должна снизиться на 0,2 – 0,30) | 
| - Если температура тела сохраняется выше 38,50, то манипуляцию повторить | - При отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап её снижения | 
| Завершение манипуляции | |
| - Снять перчатки, поместить их в дезраствор, вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности | 
| - Обеспечить ребёнку постельный режим и дальнейший контроль состояния | - Определение дальнейшей тактики ведения ребёнка | 
