Тема: Журналистика пореформенной эпохи
Сатирическая журналистика 1869-1870 гг.
Эпоха революционного оживления 60-х годов привела к появлению в стране большого числа сатирических изданий. Сатира постоянно играла большую роль в русской литературе и журналистике. Наиболее выразительным по форме и содержанию был еженедельный журнал под названием «Искра» (1859 – 1873). Его издателями были известный поэт-переводчик Василий Степанович Курочкин и художник-карикатурист Николай Александрович Степанов.
Кроме редакторов в журнале приняли участие И. Панаев, Г. Елисеев, Вейберг, Д. Минаев, Ник. Логинович Ломан, Василий Иванович Богданов, Гаввриил Николаевич Жулев и др. Изредка помещались отдельные произведения Добролюбова и Герцена. В «Искре» печатались произведения Владимира Григорьевича Бенедиктова, Алекс. Васильевича Дружинина, сотрудничали начинающие молодые журналисты Виктор Петрович Буренин и Ник. Лейкин.
Одним из ведущих в журнале был отдел «Нам пишут», посвящался он в основном провинциальной жизни. Другим, не менее важным был отдел «Хроника прогресса», который вел Григорий Елисеев. Это был единственный серьезный прозаический отдел, он удачно дополнял содержание «Искры». Многие материалы этой рубрики сопровождала ирония.
Журнал выступал как союзник «Современника» и «Колокола». Сатирические рисунки и подписи к ним разоблачали многие язвы русской жизни: цензурный произвол, реакционную прессу, бюрократизм, полицейское бесчинство, либеральная политика правительства и его министров. В «Искре» был неисчерпаемый набор малых форм, жанров, сатиры. Широко применялись пародии и перифразы известных стихотворений поэтов чистого искусства (Фета и др.) для борьбы против реакционных тенденций в литературе и политике.
Особенно усиливалась антимонархическая направленность материалов «Искры» после крестьянской реформы 1861 г. Это привело к преследованиям цензуры. В 1870 г. журналу было запрещено помещать карикатуры. Это подорвало популярность издания, хотя журнал продолжал издаваться до 1873 г. Заслуживают высокой оценки фельетоны в стихах и прозе поэта Василий Иванович Богданова (автора известной песни «Эй, дубинушка, ухнем»), посвященные событиям 60–70-х гг, революционной борьбе во Франции, освободительной борьбе латиноамериканских стран.
В 60-е гг. заслуживают внимания и такие сатирические журналы, как «Будильник», «Гудок», «Весельчак», «Арлекин», «Развлечение» и другие.
План:
1. Капитализация прессы: понятия, процессы, факты.
2. Первый цензурный закон (Временные правила цензуры и печати 6 апреля 1865 г.)
3. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина: редакция, структура, направление.
Литература:
1. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917): Учебно-методический комплект. – М.: Флинта: Наука, 2001.
2. Жирков Г.В. История цензуры в России ХIХ – ХХ вв.: учебное пособие – М.: Аспект-пресс, 2001. – 368 с.
3. Лапшина Г.С. Русская пореформенная печать 70-80-х годов Х1Х века. – М.: Моск. гос ун-та, 1985.
4. Емельянов Н.П. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова (1868 – 1884). – Л.: Худож лит., 1986.