IV. 4. Техника взятия мазка из носа и зева на бактериологическое (вирусологическое) исследование
Цель:
- Собрать материал для бактериологического (вирусологического) исследования.
 - Выявить возбудителя
 - Определить чувствительность к антибиотикам
 
Оснащение:
- Резиновые перчатки,
 - Маска;
 - Стерильные пробирки с сухими ватными тампонами - 2 штуки;
 - Штатив для пробирок;
 - Стерильный шпатель в лотке;
 - Бланк-направление в лабораторию;
 - Стеклограф.
 
Обязательное условие:
забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.

РИС. 3. Положение ребенка при взятии мазка из полости рта и зева
| ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ | 
| Подготовка к процедуре | |
| - Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | - Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре. | 
| - Подготовить необходимое оснащение. | - Обеспечение четкости выполнения процедуры. | 
| - Выписать направление. | |
| - Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. | 
| - Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). | - Создание удобства при проведении процедуры. | 
| - Стеклографом промаркировать пробирки: «Н» - нос, «3» - зев | |
| - Усадить ребенка лицом к источнику света и, при необходимости, зафиксировать его с помощью помощника: а)ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами б) руки и туловище фиксирует одной рукой в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребёнка | - Необходимое условие для проведения процедуры. | 
| Выполнение процедуры | |
| - Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | - Маркировка «Н» означает - нос | 
| - Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребёнка | - Обеспечение доступа к слизистой носа ребёнка | 
| - Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам | - Условие эффективного выполнения процедуры | 
| - Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь её краёв | - Обеспечение достоверности результатов исследования | 
| - Попросить ребёнка широко открыть рот, шпателем нажать на корень языка Примечание:ребёнку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности дёсен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | - Обеспечение доступа к зеву | 
| - Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | - Маркировка «З» означает - зев | 
| - Осторожно, не касаясь языка и щёк ввести тампон в полость рта | |
| - Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин по часовой стрелке в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка - миндалина | 
| - Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв | - Обеспечение достоверности результата | 
| Завершение процедуры | |
| - Снять и сбросить перчатки в дезраствор | - Обеспечение инфекционной безопасности | 
| - Вымыть и осушить руки | |
| - Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | - Обеспечение достоверности исследования |