V. Примеры ситуационных задач с эталоном ответов.
Пример оценки общего анализа крови
Ребёнок Иванов Саша, возраст 3 года
| Эритроциты | Гемоглобин | Цв. Показ. | Тромбоциты | Лейкоциты | Базофилы | Эозинофилы | Нейтрофилы | Лимфоциты | Моноциты | СОЭ | |||
| м/ц | ю | п/я | с/я | ||||||||||
| 4, 5 | 0,8 | 15,8 | - | - | - | - | 
Заключение по анализу крови: лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, нейтрофилёз, лимфопения, увеличение СОЭ, что может свидетельствовать о наличии воспалительного процесса в организме.
ЗАДАЧА №1.
На стационарном лечении находится ребёнок 9 лет с диагнозом: Острая правосторонняя пневмония. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнка беспокоит частый, болезненный, отрывистый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна, аппетита, температура до 38,70.
Объективно: Кожные покровы бледные, синева под глазами, лёгкий периоральный цианоз, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 100 ударов в 1 минуту, артериальное давление 100/60 мм рт. ст. Живот мягкий, участвует в акте дыхания.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
 - Выявите проблемы больного ребёнка.
 - Определите цели
 - Составьте план сестринского ухода с обоснованием
 - Продемонстрируйте технику сбора мокроты на посев и чувствительность к антибиотикам.
 
Эталон ответа:
1 Нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.
2. Проблемы пациента:
- настоящие:
 
- одышка
- кашель
- нарушение сна
- нарушение аппетита
- повышение температуры тела
- дефицит знаний о заболевании
- потенциальные:
 
- риск развития осложнений
- риск заражения окружающих
- приоритетная проблема:
 
- одышка
3. Цели:
- краткосрочная – одышка уменьшится к концу недели
 - долгосрочная – симптомы заболевания будут устранены через 3 – 4 недели.
 
| План сестринского вмешательства | Мотивация | 
| Медицинская сестра: | |
| 1. Проинформирует ребёнка и его родственников о заболевании | 1. Обеспечение права на информацию, осознанное участие в лечении | 
| 2. Обеспечит соблюдение постельного режима на период лихорадки | 2. Для нормализации температуры тела | 
| 3. Обеспечит положение с возвышенным головным концом до исчезновения одышки, эмоциональный покой | 3. Для устранения одышки, облегчения дыхания | 
| 4. Обеспечит приём пищи небольшими порциями и обильное питьё | 4. Для облегчения дыхания и отхождения мокроты | 
| 5. Обучит пациента дисциплине кашля, обеспечит индивидуальной плевательницей | 5. Обеспечение инфекционной безопасности | 
| 6. Будет проводить ежедневную оценку частоты дыхательных движений и визуальную оценку характера мокроты | 6. Контроль состояния пациента | 
| 7.Организует регулярное проветривание палаты, влажную уборку, контроль температуры воздуха в палате | 7. Для облегчения дыхания, профилактики осложнений | 
| 8. Обеспечит сбор мокроты, забор крови на общий анализ, транспортировку ребёнка на рентгенологическое исследование | 8. Для подтверждения диагноза, исключения развития возможных осложнений | 
| 9. Выполнит назначения врача | 9. Лечение заболевания | 
ЗАДАЧА №2
Ребёнок 5 лет отдыхал в лесу с родителями. Вокруг было много цветущих деревьев. Внезапно у ребёнка появился кашель, чувство стеснения за грудиной, затруднён выдох. Температура тела нормальная, кожа бледная, выражен цианоз носогубного треугольника. Врачебный диагноз: Бронхиальная астма, приступный период.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
 - Выявите проблемы больного ребёнка.
 - Определите цели
 - Составьте план сестринского ухода с обоснованием
 - Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
 
Эталон ответа:
- Нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.
 
- Проблемы пациента:
 
- настоящие:
 
- кашель
- затруднённое дыхание
- дефицит знаний о заболевании, способах лечения, профилактики
- потенциальные:
 
- риск удушья
- риск осложнений
- приоритетная проблема:
 
- затруднённое дыхание
- Цели:
 
- краткосрочная – улучшить состояние пациента в течение 30 минут
 - долгосрочная – пациент продемонстрирует знания о способах профилактики приступа
 
| План сестринского вмешательства | Мотивация | 
| Медицинская сестра: | |
| 1. Немедленно вызовет врача | 1. Обеспечение врачебной помощи | 
| 2. Устранит воздействие аллергена | 2.Для облегчения дыхания | 
| 3. Придаст пациенту полусидячее положение | |
| 4. Применит карманный ингалятор | |
| 5. Обеспечит наблюдение за состоянием больного | 3. Для предупреждения развития повторного приступа и возникновения осложнений | 
| 6. Выполнит назначение врача | 4. Для эффективного лечения | 
| 7. Проведёт беседу о заболевании и профилактике приступов удушья | 5. Устранение дефицита знаний |