IV. 1. Исследование дыхательных движений и их оценка.

IV. Алгоритмы практических манипуляций.

III. 3. Дыхательная недостаточность.

III. 3. 1. Неотложная помощь при дыхательной недостаточности при острой бронхопневмонии.

Цели:

    • не допустить ухудшения состояния
    • устранить симптомы дыхательной недостаточности
План сестринского вмешательства Мотивация Дозы лекарственных препаратов
Независимые вмешательства    
- Обеспечить доступ свежего воздуха, придать возвышенное положение - Облегчение дыхания  
- Очистить дыхательные пути от мокроты, слизи с помощью электроотсоса или грушевидного баллона - Обеспечение проходимости дыхательных путей  
- Дать увлажнённый кислород - Облегчение дыхания, устранение гипоксии  
Зависимые вмешательства    
- Ввести препараты по назначению врача в/в или в/м: 2,4% раствор эуфиллина в/в на физрастворе кокарбоксилазу 5% раствор аскорбиновой кислоты 0,06% раствор коргликона 3% раствор преднизолона - Устранение одышки - Улучшение тканевого дыхания - Сердечный гликозид - Противовоспалительный эффект 1 мл/год, но не более 10 мл 50 – 100 мг в сутки 200 – 400 мг в сутки до 2 лет – 0,02 мл/кг; после 2 лет – 0.016 – 0,017 мл/кг – разовая доза 1 мг/кг в сутки

III. 3. 2. Неотложная помощь при дыхательной недостаточности при обструктивном бронхите.

Цели:

  • не допустить ухудшения состояния
  • устранить симптомы дыхательной недостаточности
План сестринского вмешательства Мотивация Дозы лекарственных препаратов
Независимые вмешательства    
- Обеспечить доступ свежего воздуха, придать возвышенное положение - Облегчение дыхания  
Зависимые вмешательства    
- Ввести по назначению врача: - через небулайзер – (каждые 6 – 8 часов) Беротек (раствор) Беродуал (раствор) Атровент (раствор) Лазолван (раствор) - при необходимости –эуфиллин или кленбутерол - при неэффективности – беродуал (каждые 20 минут в течение часа) пульмикорт (через 15 минут после беродуала) - увлажнённый кислород - Бронхолитики - Ингаляционный глюкокортикостероид - Устранение гипоксии - до 6 лет 5 капель 6 – 12 лет – 5 – 8 капель старше 12 лет – 10 капель (на 2 – 3 мл физраствора) - до 6 лет – 5 – 10 капель 6 – 14 лет – 10 – 15 капель старше 14 лет – 20 капель (на 2- 3 мл физраствора) - до 1 года 10 капель старше 1 года 20 капель - до 2 лет – 15 капель 2 – 6 лет – 25 капель старше 6 лет – 50 капель (на 1 – 2 мл физраствора) 14 – 16 мг/кг в сутки за 4 приёма через рот 0,1% раствор – до 8 мес – по 2,5 мл 8 – 24 мес – по 5 мл 2 – 4 года – 7.5 мл 4 – 6 лет – 10 мл 2 раза в ден 500 мг (с 6 месяцев)

Цель:Определить основные характеристики дыхания:

  • глубину (чем младше ребёнок, тем более поверхностное у него дыхание)
  • отношение частоты дыхания к частоте пульса (оно составляет в норме у новорождённых 1:2,5; у детей до 3 – х лет 1:3; с 3 – 7 лет 1:3,5; у старших детей и у взрослых 1:4)
  • ритм дыхания, соотношение фаз вдоха и выдоха (аритмия дыхания в норме отмечается в первые 2 – 3 недели жизни новорождённого)
  • тип дыхания
  • частоту дыхательных движений

Оснащение:

    • часы,
    • ручка,
    • температурный лист.

Обязательное условие:Считать строго за 1 минуту в состоянии покоя.

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
Подготовка к процедуре
- Познакомить ребенка (маму) с ходом ис­следования, установить доброжелательные отношения. - Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.
- Обеспечить спокойную обстановку. - Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрас­тные особенности - беспокойство, крик спо­собствуют учащению дыхания) хания.
- Вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно, чтобы грудной ребенок спал). - Обеспечение достоверности результата.
Выполнение процедуры
- Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки. - Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года - брюшной тип. 1-2 года - смешанный, с 6 лет - у мальчиков брюшной, у девочек - грудной.
- Определить тип дыхания, глубину и под­считать дыхательные движения ровно за 1 минуту. - Обеспечение достоверности результата, так как у детей дыхание аритмичное.
- Если визуальный подсчёт дыхательных движений невозможен, то следует положить руку на живот или грудную клетку ребёнка и подсчитать частоту дыханий строго за 1 минуту. Примечание: у маленьких детей для подсчёта дыхательных движений можно использовать мягкий стетоскоп; у ребёнка старшего возраста наблюдение за дыханием проводят незаметно для него, так как он может произвольно менять частоту, глубину и ритм дыхания - Обеспечение достоверности результатов, так как у детей дыхание аритмичное
Завершение процедуры
- Записать результаты исследования в температурный лист - Документирование результатов исследования -Обеспечение преемственности
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности