Славянофильские издания.

Крайне узкий круг славянофильства, недоверчивое отношение к ним со стороны правительства, неприспособленность славянофилов к спешной и постоянной литературной работе – все это мешало им организовать журнал.

В середине 1840-х годов потребность в своем периодическом издании стала для славянофилов неотложной. Естественно, что славянофилы охотно согласились на предложение Михаил Петрович Погодина передать им редактирование «Москвитянина». С января 1845 г. журнал стал редактироваться Иваном Васильевичем Кириеским, который не получил на это официального разрешения и не имел, таким образом, права открыто объявлять о себе как о новом редакторе журнала. Погодин оставался официальным издателем «Москвитянина» и сохранял в своем ведении исторический отдел.

Кириевский смог выпустить под своей редакцией лишь 3 книжки. Разногласия, возникшие между славянофилами и Погодиным, и невозможность для них стать хозяевами журнала заставили Кириевского отказаться от редакторства и снова передать журнал Погодину.

Первым печатным изданием славянофилов был журнал «Московский сборник» - непериодический орган, (составитель Константин Петрович Победоносцев, 1 сборник вышел в 1846 г.) который в 1852 г. закрыли за статью Кириевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России». Обвинения касались того, что автор статьи не отдает должной справедливости реформам Петра I, высказывает мнения о чуждости западного просвещения и доводит до опасной крайности понятие народности.

Всем славянофилам было предписано печататься только с особого согласия Главного управления цензуры. Ограничение было снято лишь в 1856 г., и тогда стал регулярно выходить журнал «Русская беседа» (1856 – 1860). Журнал патриотического направления, издавался в Москве А.И. Кошелевым (издатель-редактор). В специальном приложении «Сельское благоустройство» журнал выступал за отмену крепостного права, за выкуп, сохранение общины как консервативного начала в русской жизни, уверял читателей в возможности справедливого и разумного решения крестьянского вопроса правительства, но заботился прежде всего об интересах помещиков. Н.Г. Чернышевский не раз выступал с критикой аграрной программы.

Славянофилы плохо справлялись с организационной стороной журнального дела. Периодичность журнала была неопределенной, раз в три месяца, раз в два месяца, менялись сотрудники, лидеры были инертны. Им не удалось собрать сколько-нибудь большой круг читателей. В 1860 прекратил свое существование.

В 1861 – 1865 Иван Сергеевич Аксаков издавал газету «День». В историко-культурной перспективе славянофильство трансформировалось в почвенничество.