Количество учебных часов - 3 часа

Актуальность занятия:

Внутрибольничные инфекции относятся к наиболее частым осложнениям госпитализации и наблюдаются во всех странах Мира. В странах с высоким процентом ВБИ это связано не только с существенными недостатками самой системы здравоохранения, но и отсутствием действенной программы инфекционного контроля, которая должна служить снижению заболеваемости и смертности в больницах.

К настоящему времени можно наблюдать 2 системы инфекционного контроля: американская и принятая в СНГ. Следует при этом сказать, что система, принятая в США и других развитых странах, основана на сотрудничестве больничных эпидемиологов с другими специалистами, осуществляющими инфекционный контроль - микробиологами, врачами-клиницистами, медицинскими сестрами, администрацией. При этом инфекционный контроль исходит из основного принципа - установления причины возникновения ВБИ, лабораторные исследования должны быть прежде всего направлены на поиск больного, т.е. источника инфекции; а затем уже - на выявление путей, факторов распространения инфекции. Особое внимание уделяетсякачественному анализу заболеваемости, достоверному учету каждого случая ВБИ в конкретном стационаре.

Система борьбы с внутрибольничными инфекциями, разработанная в свое время в СССР (кстати, так и не внедренная широко), исходила из, в основном, постоянного планового исследования микробной контаминации воздуха, поверхностей, предметов больничного обихода и т.д. Она не была результативной.

В настоящее время, для внедрения в Казахстане действенной системы инфекционного контроля, разработаны основные мероприятия, выполнение которых позволит снизить внутрибольничную заболеваемость.

Цель занятия:

Студент должен знать:

Определение, что такое внутрибольничная инфекция; источники ВБИ, пути распространения и факторы передачи ВБИ; частота распространения ВБИ; основных возбудителей ВБИ; группы риска лиц, способных заболеть внутрибольничной инфекцией; факторы, способствующие распространению ВБИ; сравнить системы инфекционного контроля, принятые в США и СНГ; биологические свойства госпитальных штаммов; особенности патогенности возбудителей ВБИ; ; механизм полиантибиотикорезистентности госпитальных штаммов; основные отличия адаптированных и неадаптированных штаммов, выделенных в условиях ВБИ.

 

 

Студент должен уметь:

Взять от больного материал для микробиологического исследования с целью выделения возбудителя ВБИ; произвести взятие смывов с инструментария, аппаратуры, рук мед. персонала для установления путей передачи ВБИ; уметь применить методы для доказательства этиологической значимости выделенных микробов в условиях ВБИ; взять материал (вата, марля, тампоны, шовный шелк и пр.) для проверки на стерильность; взять смывы со шприцев, игл и пр. для проверки на стерильность.

Вопросы для самоподготовки:

По базисным знаниям:

1. Дать определение УПМ

2. Назвать основных возбудителей ВБИ

3. Основные биологические признаки госпитальных штаммов возбудителя

4. Назвать источники ВБИ

5. Охарактеризуйте экзогенную и эндогенную внутрибольничные инфекции

По теме занятия:

1. Как взять материал у больного с гнойной раной внутрибольничного происхождения?

2. Как доказать этиологическую значимость микробов, выделенных от больных с ВБИ?

3. Как взять смывы с инструментария и перевязочного материала для проверки их стерильности?

4. Какие среды следует взять для выделения из материала S.aureus, E.coli, Salmonella, Ps.aeruginosa, Candida, Proteus?

5. Рассказать об этапах выделения возбудителя ВБИ, его идентификации.

Аннотация:

Большую роль в выявлении ВБИ призваны играть микробиологические лаборатории. При этом их роль не только связана с установлением этиологии заболевания на основе обнаружения возбудителя и его идентификации, но и с профилактическими микробиологическими исследованиями.

Первоочередной задачей микробиологической лаборатории является взятие от больного материала (гной, смыв, биоптат и т.д.) для выделения из него возбудителя и определение критериев этиологической значимости выделенного микроба. Особенно важно для этого выделение одного и того же вида микроорганизмов в динамике инфекции. То есть, если от больного из первичного очага выделили ассоциацию S.aureus + S.epidermidis, а затем (через 3-4 дня) выделили S.aureus, или, например, S.aureus+E.coli, то возбудителем инфекции следует считать S.aureus.

Порядок взятия материала и этапы его исследования подробно описаны в указаниях по "Клинической микробиологии" (см. указания).

Практическая работа студентов:

1. Каждый студент выбирает для решения и получает одну из следующих шести задач и решает ее:

Задача 1.

Даны: материалы для исследования

1. Пробирка с гноем - 1

2. Пробирка с турундой - 1

3. Стерильный шприц - 1

 

1. Чашка с кровяным агаром -1

2. Чашка с ЖСА - 1

3. Пробирка с тиогликолатным бульоном - 1

4. Стерильный тампон на стержне - 1

5. Физиологический раствор стерильный

Действия студента:

1. Из пробирки с гноем, стерильным тампоном взять материал и засеять на 1/2 чашки с КА, на 1/2 чашки с ЖСА

2. Пинцетом (стерильным) вынуть турунду и опустить в пробирку с тиогликолатным бульном

3. В стерильный шприц набрать 0,5 мл стерильного физ. раствора, затем по 0.1 мл смыва засеять на 1/2 чашки с КА и 1/2 чашки с ЖСА

Посевы маркировать, поставить в термостат при 37оС на 24 часа.

 

Задача 2.

Даны: материалы для исследования

1. Тампон на стержне со смывом рук медсестры - 1

2. Тампоны на стержне со смывом с барашка водопроводного крана -1

3. Пробирка со стерильной иглой

 

1. Чашки со средой Эндо - 2

2. Пробирка с тиогликолатным бульоном - 1

Действия студента:

1. Тампоном со смывом с рук медсестры произвести посев на среду Эндо

2. Тампоном со смывом с барашка водопроводного крана произвести посев на среду Эндо

3. В пробирку с тиогликолатным бульоном стерильным пинцетом поместить иглу от шприца

Посевы маркировать, поставить в термостат при 37оС на 24 часа.

 

Задача 3.

Даны: материалы для исследования

1. Пробирка с фекалиями новорожденного - 1

2. Тампон на стержне со смывом с грудной железы матери новорожденного - 1

3. Тампон на стержне со смывом с простынки новорожденного - 1

 

1. Чашки с висмутсульфит агаром - 3

Действия студента:

1. Взять петлей фекалии новорожденного из пробирки и засеять штрихом (секторами, с обжигом петли) на чашку с ВСА

2. Тампоном со смывом с грудной железы, произвести посев на чашку с ВСА

3. Тампоном со смывом с простынки произвести посев на чашку с ВСА

Посевы маркировать, поставить в термостат при 37оС на 24 часа.

 

Задача 4.

Даны: материалы для исследования

1. Пробирка с мочой больного с пиелонефритом - 1

2. Чашка Петри с кусочком операционного материала - 1

3. Пробирка с кусочком стерильного бинта после перевязки больного - 1

 

1. Чашки с МПА - 2

2. Пробирка с тиогликолатным бульоном - 1

3. Шпатель, пипетка 2,0 - 2

4. Стерильная фарфоровая ступка с пестиком - 1

5. Пробирка со стерильным физ.раствором - 1

6. Резиновая груша - 1

Действия студента:

1. Пипеткой набрать 0,1 мл мочи и посеять с помощью шпателя на чашку с МПА

2. В фарфоровую ступку с помощью стерильного пинцета перенести из чашки кусочек (1 г) ткани почки и пестиком тщательно растереть. Стерильной пипеткой налить 3 мл физ. раствора, используя резиновую грушу, хорошо перемешать взвесь. Затем 0,1 мл взвеси поместить в чашку с МПА и быстро засеять шпателем.

3. Кусочки бинта, взятого после перевязки больного, поместить в пробирку с тиогликолатным бульоном.

Посевы маркировать, поставить в термостат при 37оС на 24 часа.

 

Задача 5.

Даны: материалы для исследования

1. Пробирка с отделяемым раны на тампоне - 1

2. Пробирка с кусочком резинового катетера, взятого при перевязке больного - 1

3. Пробирка со стерильной шелковой нитью - 1

1. Чашки со средой Сабуро - 2

2. Пробирка с тиогликолатным бульоном - 1

3. Пипетка 5,0, шпатель - 1

4. Стерильный физ. раствор - 10 мл

Действия студента:

1. Тампоном с отделяемым раны, произвести посев на чашку с агаром Сабуро

2. В стерильную пробирку с кусочком катетера налить 3 мл стерильного физ. раствора, хорошо встряхнуть. Затем 0,1мл смыва засеять на чашку с агаром Сабуро

3. Стерильным пинцетом перенести шелковую нить в пробирку с тиогликолатным бульоном

Посевы маркировать, поставить в термостат при 37оС на 24 часа.

 

Задача 6.

Даны: материалы для исследования:

1. Пробирка с турундой из раны - 1

2. Пробирка с отделяемым из брюшной полости оперированного больного-1

3. Тампон со смывом с рук санитарки - 1

 

1. Мясо-пептонный агар в чашках - 2

2. МПА для посева по Шукевичу - 2

3. Пипетки 1,0 - 2

4. Резиновая груша, шпатель - 1

5. Физ. раствор - 10 мл

Действия студентов:

1. В пробирку с турундой из раны налить 2 мл. физ. раствора, хорошо встряхнуть. Затем 0,1 мл взвеси засеять шпателем на МПА в чашке и 1 каплю засеять в конденсат скошенного в пробирке МПА (по Шукевичу)

2. Отделяемое из брюшной полости взять петлей из пробирки и засеять в конденсат скошенного в пробирке МПА (по Шукевичу)

3. Тампоном со смывом с рук санитарки произвести посев на чашку с МПА

Посевы маркировать, поставить в термостат при 37оС на 24 часа.

 

2. Составление ситуационных задач - каждый студент должен составить 2 задачи; написать их решение. Защитить.

Контроль качества работы студентов по:

1. Технике подготовки материала к посеву

2. Правильности использования резиновой груши для пипетирования жидкостей

3. Правильности и техничности использования для посева шпателей, тампонов, бактериологической петли

4. Соблюдению правил безопасности проведения бактериологических работ.

 

Вопросы заключительного контроля знаний:

1. Порядок проведения микробиологического обследования стационара при внутрибольничной инфекции

2. Материальное обеспечение микробиологического обследования стационара при внутрибольничной инфекции

3. Значение микробиологического обследования сотрудников стационара при расследовании вспышки внутрибольничной инфекции

4. Значение микробиологического исследования объектов больничной среды при расследовании вспышки внутрибольничной инфекции

5. Значение микробиологических исследований для профилактики внутрибольничных инфекций

Литература:

1. Профилактика внутрибольничных инфекций // Руководство для врачей (под ред Е.П.Ковалевой, Н.А.Семеновой). - М.- ТОО "Рароv". - 1993. - 227 с.

2. Яфаев Р.Х., Зуев Л.П. Эпидемиология внутрибольничной инфекции. - Л. - Медицина. - 1989. - 165 с.

3. Внутрибольничные инфекции / Научная группа ВОЗ // Бюл. ВОЗ.- 1980. - №5. - 507-508

4. Рейзис А.Р. Госпитальные инфекции в современной медицине. - С-П.: Руди-Барс. - 1993. - 285 с.

5. Основы инфекционного контроля. Практическое руководство (под ред. Е.А.Бурганской) - American International Health Allians. - Wasington-Meabe. - 1997