Журналистика декабристов.

В 1825 году Россия впервые увидела революционное движение против царизма. Движение декабристов было порождено объективными условиями исторического развития России.

Надо иметь в виду, что конец ХVIII – начало ХIХ в. были эпохой ломки феодально-абсолютистских учреждений в Европе. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия, хотя ей и не суждено было сбросить иго самодержавия в 1825 г. Крепостное право, самодержавно-феодальный абсолютизм тормозили общественное развитие России. Это было ясно еще Радищеву. Отечественна война 1812 г. обострила общественные противоречия.

Возвращение к крепостничеству после самоотверженной борьбы в войне 1812 г. казалось диким и невозможным. У многих простых людей война обострила чувство чести и личного достоинства, у военачальников – уважение к солдатской массе.

Пустые обещания политических преобразований царя Александра I и консервативная политика правительства вызывали недовольство передовых людей. Создавались тайные общества, вырабатывались программы действий против крепостничества и самодержавия.

Правда, не все участники декабристского движения были сторонниками уничтожения самодержавия. Среди них были и более умеренные люди, которые хотели лишь ограничения власти монарха конституцией.

Важной особенностью декабристского движения было то, что его участники, продолжая традиции Радищева, стали рассматривать литературу и журналистику как часть организованной революционной борьбы и внесли много нового в развитие журналистики.

Возникшие тайные общества – «Союз спасения» (1816) – с 1817 г. «Общество истинных и верных сынов Отечества» и «Союз благоденствия» (1818) влияли на легальные литературные объединения: «Арзамас», «Общество зеленой лампы», - пытались издавать журналы и литературные сборники.

В уставе «Союза благоденствия» большое значение придавалось литературе и литературной пропаганде. Литература признавалась могучим средством воспитания гражданственности, и это широко отразилось в журналах. Литература должна была помочь сломать психологию безгласности.

Рылеев, братья Бестужевы, Ф. Глинка, Кюхельбекер, Корнилович и др. превратили «Вольное общество» в свой легальный литературный центр. С 1818 г. общество издавало журнал «Соревнователь просвещения и благотворения»(до 1825 г.).

Журнал «Вольного общества» представляет значительный интерес как легальный выразитель умеренной декабристской идеологии и занимает важное место в истории русской журналистики.

Тираж журнала был невысок – 200–300 экземпляров. Распространялся среди образованного дворянства.

Журнал «Соревнователь» много места отводил изящной словесности. В журнале печатались думы Рылеева, произведения бр. Бестужевых, Ф.Глинки, Кюхельбекера и др. Вместе с тем в нем помещались статьи о героическом прошлом русского народа. На исторических примерах воспитывалось гражданское мужество современников, активно разрабатывалась история Отечественной войны 1812 г., комментировались отдельные сражения. Печатались статьи о просвещении, речи о назначении писателя, путевые записки.

Законная благоразумная свобода провозглашалась условием счастья народа, перемены, революции в жизни человечества признавались фактором прогресса. Подобные мысли и рассуждения о деспотизме приходилось, конечно, облекать в иносказания, давать в форме переводов, прибегать к аналогиям, подчеркнуто научному изложению, но от этого дело не менялось.

В литературно-критических статьях отстаивался тезис национальной самобытности литературы, защищался романтизм.

В 1820–1821 гг. многие члены «Вольного общества любителей российской словесности» сотрудничали в «Невском зрителе».Редактировал журнал И.М. Сниткин. Это был литературно-публицистический журнал. В каждом номере публиковалась историко-политическая статья, в которой высказывалось общественное мнение, но из-за цензуры статьи писались не о России, а применительно к ней.

В целом эти материалы были близки взглядам умеренной части декабристов, сторонников конституционного ограничения монархической власти.

В «Невском зрителе» приняли участие и декабристы-республиканцы. В 1829 г. в журнале была опубликована сатира Рылеева «К временщику», в которой, обходя цензуру, поэт пропагандировал идеи гражданского патриотизма, политической свободы, учил ненавидеть деспотизм. Стихотворение воспринималось как вызов самодержавию.

В начале 1821 г. декабристы и близкие к ним авторы сосредоточились в «Соревнователе» и «Сыне Отечества». «Невский зритель» остался за консерваторами, что обрекло его на скорое закрытие.

«Сын Отечества» выступает против литературных мнений «Вестника Европы», против приверженцев классицизма. В литературе защищается создание самобытного искусства, высоких гражданских жанров и стиля. Кюхельбекер настаивает на использовании оды в целях развития гражданской поэзии. Сквозь полемику о классицизме и романтизме возникает осознание того, что дело не в направлении, жанре, а в содержании, идее произведения, позиции автора.

Некоторая неустойчивость, противоречивость, полемичность в литературных мнениях объяснялась сложностью и подвижностью самой литературной жизни 20-х годов.

Тираж журнала превышал тысячу экземпляров. Популярность его росла. Для Пушкина, находящегося в ссылке и др. читателей журнал стал незаменимым источником сведений о литературной и общественной жизни своего времени.

После восстания декабристов журнал «Сын Отечества» становится рупором самодержавных идей.