Как создавать комедийную ситуацию. Комедийные инструменты.

Теория. Часть 4.

Ю.К.Краснов

д.ю.н. профессор

 

Ситком - это война, в которой ни одна сторона не может победить. Кто-то выигрывает отдельные битвы, но ничего не может произойти фундаментально, чтобы изменить баланс сил.

Задача автора – сделать эту войну остроумной, смешной, комедийной.

 

Для создания комедийных ситуаций существуют комедийные инструменты. Они делятся на сюжетообразующие – инструменты, которые помогают выстроить историю целиком, и эпизодные – они помогают придумать конкретную сцену в истории.

Рассмотрим сначала сюжетные инструменты.

ü Большинство комедийных ситуаций строятся на том, что есть объект, есть желание объекта, и есть нечто, блокирующее это желание.

 

Например,

Шелдон хочет поехать смотреть на адронный коллайдер с Леонардом, но тот пригласил с собой Пенни, так как это будет в День Святого Валентина («Теория большого взрыва», 15 серия, 3 сезон)

Или,

Света Букина заказала в интернет-магазине свитер для своего парня, и хотела получить только свитер, но оказалось, что она заказала жениха из Америки, на котором на фотографии был понравившийся ей свитер. («Счастливы вместе», серия из 4го сезона)

 

ü Только накалив ставки до предела, вы получаете историю, которая не может не случиться в вашем «мире».

Даже когда убийственный аргумент Шелдона, что в их «правилах добрососедства»[1] записано, что «если кого-то из них пригласят на адронный коллайдер, он обязан взять второго» не действует на Леонарда (хотя в данном случае крыть как раз не чем), Шелдон не отступает и таки добивается желаемого, воздействуя на Пенни. («Теория большого взрыва», 15 серия, 3 сезон)

Но!

Здесь вступает еще один инструмент создания комедийных ситуаций.

 

ü На протяжении истории нужно устанавливать ожидание, но делать так, чтобы оно не оправдывалось.

Когда уже ничего не мешает Шелдону отправится к вожделенному коллайдеру, он заболевает, впрочем, как и Пенни, поэтому Леонард вынужден отправиться в Швейцарию и провести Валентинов День вдвоем с Раджем, который с самого начала меньше всех хотел куда-либо ехать и, вообще, отмечать День Святого Валентина. («Теория большого взрыва», 15 серия, 3 сезон)

То есть, авторы умело создают ожидание и изящно его обламывают.

 

Неоправданное ожидание иначе можно назвать неожиданным финалом. Это не обязательный, но желательный элемент как любой комедии.

К тэгу этой серии[2] подходит еще одно понятие:

 

ü В истории нужно заработать (накопить) момент.

Только благодаря полному отрицанию Раджа Дня Всех Влюбленных на протяжении всей серии делает таким сильным облом Леонарда, что именно с Раджем ему приходится встречать этот праздник в Швейцарии в шикарном номере с двуспальной кроватью.

 

Если момент не заработан, не накоплен из мельчайших подводок, намеков, то он и не сработает, по крайней мере, с задуманной силой.

 

 

Следующий прием:

ü Всегда пытаться поднять ставки.

Любое событие должно быть максимальной важно, вопрос всегда наивысочайшей важности, мечты и желания - на пределе фантазии.

 

Например,

В первой серии «ТБВ» Шелдон и Леонард могли бы просто схлопотать от бывшего друга Пенни (что и ожидалось в данной ситуации) и вернутся с синяками. Но нет, авторы поднимают ставки, и оба героя приходят домой без штанов. Даже вопрос «что случилось?» в данном случае лишний. Им даже не надо объяснять друзьям и Пэнни, что произошло, все очевидно с первого взгляда.

Или,

В «Клинике» Терк дарит Кларе ручку, найденную в больнице. Естественно, Клара об этом узнает. Но ситуация усугубляется тем, что ручка эта из ящика с вещами, которые достали в хирургическом отделении из задницы.

Следующий прием:

ü Сначала делается ошибка, потом выучивается урок. Другими словами, сначала герой делает ошибку, а потом платит за нее.

Например,

В «ТБВ» Леонард сам напрашивается посмотреть футбол с Пенни и его друзьями, а потом садится в лужу, так как совершенно ничего не смыслит в футболе.

Чаще всего ошибку герой делает осознано. Это его личный выбор, за который он потом расплачивается.

 

Например,

В английской комедии «Книжный магазин Блэка»(Black Book)[3] герою необходимо получить серьезное увечье, чтобы получить поблажки при заполнении налоговой декларации[4], он сознательно вступает в конфликт со скинхэдами, устроившими потасовку рядом с его магазином. И огребает от них. Но винить ему некого – он сам сделал такой выбор.

Такие ситуации всегда выглядят выигрышнее, чем те, когда с героем что-то случается исключительно по воле сценариста. Свое желание поставить героя в затруднительное положение сценарист должен вкладывать в его, героя, решения и поступки.

 

Например,

В «Счастливы вместе» лучше, если Гена Букин сам придумает историю, что его ограбили и отобрали только что полученную зарплату, чтобы не отдавать деньги жене, нежели с ним действительно вдруг это произойдет.

Следующий прием:

 

ü Ценность сжатия действия.

Сцену нужно начинать как можно позже, а заканчивать как можно раньше.

 

Например,

Все та же сцена из первой серии «ТБВ», где с Леонарда и Шелдона друг Пенни снимает штаны. Никаких лишних шуток, пререканий, угроз. Парень не сказал ни слова. Просто после склейки Шелдон и Леонард выходят из подъезда без штанов. Весь конфликт занял менее 30 секунд экранного времени, причем большую часть из него говорили Леонард и Шелдон.

Но не только отдельные сцены нуждаются в сжатии действия. Особенно ценно не забывать об этом правиле в первой серии ситкома, в момент завязки – становления «мира». Не стоит думать, что зрителю нужно представить всех героев, объяснить их взаимоотношения. Нет! Сразу в бой. Чем короче и динамичнее будет завязка вашего ситкома, тем больше шансов, что его купят. Как минимум, пилот будет в таком случае лакомым кусочком.

 

Например,

Завязка ситкома «Преднамеренная случайность» (Accidentally on Purpose)[5] происходит за 8 минут. В первых трех мы знакомимся с героиней, ее бывшим и ее подругой, затем она знакомится с парнем, младше ее на 14 лет, занимается с ним 1,5 месяца безудержным сексом и беременеет от него. И все это за пять минут экранного времени. Такая динамика не оставляет зрителю шанса переключить канал.

Следующий прием:

ü Инструмент «ложь» и его разновидности

Очень часто герои ситком врут.

  • Врут ради собственной выгоды;
  • Врут, чтобы защитить близких от плохих новостей;
  • Врут, чтобы скрыть собственную или чужую ошибку, или чтобы исправить ее, пока не заметили;
  • Врут, чтобы скрыть трещину в отношениях;

И т.д.

Например,

Лена Полено укоряет (равно врет) Толика, в котором проснулись отцовские чувства, в том, что он не готов стать отцом (на самом деле детей не хочет она). Эта ложь провоцирует Толика доказать Лене, что она не права. Он заводит аквариумную рыбку и проникается к ней отцовской любовью. Тогда Лене приходится «врать» дальше, а именно - избавляться от рыбки, чтобы снова укорить Толика, что тот не способен вырастить живое существо. Если бы свидетелем этой истории не стал Гена Букин, который заподозрил в «высокой рыбной смертности» злой умысел, план Лены удался бы. (Ложь ради собственной выгоды, 4 сезон, «Счастливы вместе»)

Чаще всего герои врут вопреки здравому смыслу. Боясь каких-то неведомых им последствий, и то, что они решили утаить, в результате приводит к серьезным последствиям для героев.

Например,

В Каплинге (Coupling) ложь часто становится движущей силой истории. А в 9 серии третьего сезона и вовсе приводит к разрыву отношений между Сьюзен и Стивом. Каждый скрывает друг от друга безобидное знакомство в баре, которое ни для кого из них не имеет смысла. Но, начав лгать, герои заходят слишком далеко. К тому же, этому способствует легкая путаница с телефонами.

Часто комедийные инструменты основываются на сокрытии правды. Это не совсем ложь, но работает по тому же механизму.

Например,

Герой пытается вернуть украденное имущество, пока никто не узнал о краже.

Или,

Герой что-то сломал или испортил и пытается скрыть это от близких. Часто он вынужден свалить вину на другого.

Следующий прием:

ü Герой решает изменить своё тело, свои привычки или свое отношение к кому-то, чтобы получить желаемое.

Например,

В «Счастливы вместе» нескольких сериях Гена Букин «дружит» с Леной против Толика, потому что ему это выгодно.

Или

В «Друзьях», 4 серия 3 сезона Фиби изображает агента Джо. Она сама ввязывается в эту историю, а потом вынуждена искать выход из этой ситуации.

Следующий прием:

ü Инструмент «фактор времени»

В этом случае герой или герои должны решить свои или чужие проблемы за определенное количество времени, и именно временной фактор усиливает комедийность ситуации. Если его убрать, то все напряжение момента улетучивается.

Например,

В «Клинике» («Scrubs», 1 сезон, 3 серия) герой знает, что если поцелуй с девушкой не состоится в течение 48 часов, после того, как она его хотела, им суждено будет остаться друзьями. Все события серии (по этой линии) превращаются в гонку за поцелуем.

Для ситкомов характерны типовые ситуации, которые также помогают создать комедийную ситуацию.

  • Герой принимает участие в конкурсе или споре;
  • Приезжает некто, чьи действия нарушают равновесие в мире героев;
  • Герой получает ответственную должность на работе или сам что-то обещает, но не может справиться;
  • Серии, посвященные праздникам: Новый год, Хеллоуин, День матери;
  • Герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, чем второй пользуется;

И т.д.

Следите за тем, чтобы типовые ситуации в ситкоме не появлялись раньше двадцатой серии. А лучше еще позже. Оставьте эти спасительные «костыли» для творческого кризиса. Удивите зрителя и коллег оригинальным сюжетом.

Почти в каждом ситкоме есть серия «встреча одноклассников[6]» и это тот случай, когда сложно придумать что-то большее, чем конфликт «кто кем стал и чего добился» или «а как поживает мой бывший». Появление такой серии в первом сезоне говорит о сценарной слабости авторов. А если вам удастся вывести эту тему на новый уровень, и при этом будет смешно – вы мастер.

Когда вы смотрите ситкомы или комедии, попробуйте выполнить следующие упражнения:

 

ü Определите высоту ставок – смогли бы вы предложить что-то большее?

ü Определите зрительское ожидание и оцените, удалось ли авторам его разрушить?

ü Какую сцену, на ваш взгляд стоит поджать по времени? С какого момента «вошли» в сцену бы вы?

ü Какие инструменты были использованы в данной серии?