Игры и игрушки
Нервная система
Обмен веществ
Мочевыделительная система
Органы пищеварения
Сердечно-сосудистая система
- увеличивается масса сердца, сила сердечных сокращений;
- сердце занимает косое положение;
- рассыпной тип коронарных сосудов, широкий их просвет.
- ЧСС в 2 года: 110 – 115 в мин; в 5 лет: 100 в мин.
- АД = 100+ п /сист/; ½ сист. + 10 /диаст/ п – возраст ребенка;
Кроветворениедо 4 лет во всех костях, затем остается в плоских, эпифизах трубчатых костей. В диафизах – красный костный мозг замещается на желтый, жировой.
Показатели крови:
Эритроциты – 4-4,5 х 10 12 /л, гемоглобин – 110 -140 г/л, лейкоциты - 7-8 х10 9 /л, тромбоциты – 200- 300 х 109/л, СОЭ 5-10 мм/час, Время свертывания 3-5 мин. Лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест).
- повышается активность ферментов;
- слюнные железы и желудок по строению как у взрослого;
- формируются пищевые пристрастия;
- стул 1 раз в сутки, оформленный;
- ребенок сознательно просится на горшок с 1 года.
- к 5-6 годам система анатомически зрелая, но функции несовершенны;
- число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки;
- относительная плотность мочи: 1010 – 1020;
- суточный диурез: V = 600 + 100 /п – 1/
- водный баланс как у взрослых: 75 – 80 %;
Иммунитет совершенствуется к 7 годам.
- напряженность процессов обмена;
- потребность в воде выше, чем у взрослых.
- идет дальнейшее психическое развитие, формирование личности;
- быстро созревает центральная и периферическая нервная система;
- формируются новые условные рефлексы;
- внимание неустойчиво, для закрепления двигательных навыков требуется повторяемость;
- логическое мышление не развито;
- усложняется деятельность коры больших полушарий;
- совершенствуется речь, растет словарный запас:
- 1.5 года - 40-50 слов;
- 2 года – 200-30 слов (простые предложения);
- 3 года – 1200-1300 слов;
- 5-6 лет - 4000-5000 слов, в предложениях присутствуют все части речи;
- характерна быстрая утомляемость, легкая обучаемость (дети легко запоминают стихи, учатся читать, писать, осваивают счет, элементы иностранного языка);
- дети любознательны, эмоциональны;
- в преддошкольном возрасте закладываются основные черты характера: аккуратность, доброта, трудолюбие, отрицательные черты появляются, если не воспитывать хорошие. Дети осваивают правила социального поведения. Охотно слушают и запоминают простые мелодии;
- 3 года – 1 возрастной кризис, дети хотят показать свою самостоятельность. « Я сам»;
- дети легко вступают в контакт, испытывают потребность в общении, до 3 лет их удовлетворяет общение с членами семьи, после 3-х лет – со сверстниками;
Игра помогает узнать мир, учит общению, развивает речь, движения, чувство цвета.
Игрушки учат мыслить, анализировать, обобщать, разговаривать, внимательно слушать и смотреть, способствуют общению. Куклы, мебель, посуда, машины, докторский и парикмахерский наборы, строительный материал, лото. Для развития движений – мячи, скакалки, ведра, лопатки, кегли, краски, карандаши, пластилин. Детей нужно учить играть, воспитывать привычку к аккуратности, порядку. Дошкольники любят играть игрушками, сделанными родителями, им нравится общение с животными. 2-х летний ребенок играет один, старшие со сверстниками. Дети любят сюжетные игры – копируют деятельность взрослых.