Рост до 1 года
Масса до года
Закономерности физического развития
Интенсивность роста массы и длины тела зависит от возраста, питания, состояния здоровья,
эмоционального состояния, двигательной активности.
Прибавка веса за месяц в 1 полугодии - 800 г.,во 2 полугодии - 400 г.
Формулы для определения массы тела:
до 6 мес. М = М (при рождении) + /800 х n/,
после 6 мес. М = М (при рождении) + /800 х 6/ + 400 /n – 6/, где n- возраст ребенка в мес.
Определение массы без формул:
Прибавка за
1 мес. 600 г.
2 мес. 800 г.
3 мес. 800 г.
4 мес. 750 г. и т.д. за каждый последующий месяц прибавка на 50 г. меньше, чем за предыдущий. К 4-5 мес. масса удваивается, к 10-11 – утраивается. В 1 год ребенок весит 10-10.5 кг.
Прибавка в 1 полугодии - 2.5 см, во 2 полугодии – 2 см.
Формулы для определения роста:
До 6 мес. Р = Р (при рожд) + /2.5 см х n/,
После 6 мес. Р = Р (при рожд) +/2.5 см х 6/ + 2 /n-6/
Ростребенка в 12 мес. около 75 см.
Определение роста без формул:
За1, 2 мес. - 3 см.3, 4 мес. - 2.5 см., 5, 6, 7, 8 мес. - 2 см, 9, 10, 11, 12 мес.- 1.5 мес.
Окружность головы увеличивается до 1 года на 1 см. в месяц (за год на 10-12 см)
Окружность груди за год увеличивается на 13-15 см.
Соотношение окружности головы и груди:
В 3 - 4 мес ОГр = ОГ (39-40 см)
В 12 мес. ОГр больше ОГ (50см. – 46-48 см)
Для оценки физического развития используют центильные таблицы.
Частота взвешивания детей в поликлинике – 1 раз в месяц.
Режим дня ребенка до года должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, способствовать развитию речи, движений.
Сон 16-17 часов в сутки. Во время сна ребенок растет. Бодрствование – активное.
До 9 мес. К- Б- С,
После 9 мес. С- К- Б
Массаж с 1.5 мес, ежедневно через час после еды на твердой поверхности, теплыми руками, гимнастика с 3 мес. В 3-4 мес. упражнения пассивные, в 4-6 мес. – активные. Температура воздуха в этот момент 20 .
Закаливание – это система мероприятий, направленная на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма к действию факторов внешней среды.
Цели:
- воспитание здорового ребенка;
- оздоровление часто болеющих;
- лечение (атопический дерматит, бронхиальная астма и т.д.)
Принципы (правила) закаливания:
- раннее начало;
- постепенность закаливания;
- систематичность;
- индивидуальный подход;
- проведение процедур на фоне положительных эмоций;
- проведение процедур после сна или не менее 2 часов до сна.
Для закаливания используют естественные природные факторы (средства закаливания): вода, воздух, солнце.
Закаливание воздухом:
- температура в комнате 20-220; проветривание одностороннее или сквозное (зимой 4-5 раз по 10-15 мин., летом постоянное (открытая форточка);
Воздушные ванны - сначала при пеленании 1-2 мин., постепенно время увеличивается до 15 мин. в 1 полугодии, до 30 мин во 2 полугодии.
Прогулки, сон на воздухе: летом по 2-2.5 часа 2-3 раза в день, зимой по 1.5-2 часа 2 раза в день, при температуре воздуха не ниже -10 до 6 мес., не ниже - 15 старше 6 мес. Одежда для прогулок летом 1-2 слойная, зимой 4-5 слойная.
Закаливание водой:
- умывание сначала водой 360, к году 18-200, подмывание 280;
- гигиенические ванны;
- влажное обтирание с 3-4 мес., температура воды 360, затем 280;
- обливание ног ( ступни, голени), температура с 280 до 200, продолжительность 20-30 сек.;
- контрастные ножные ванны с 5-6 мес. (температура воды теплой 37-380 , прохладной - ниже на 3-40 , температуру прохладной воды доводят до 180 – 200), 3 –6 погружений;
- общее обливание с 9-10 мес. (начальная температура 360, постепенно снижают до 280).
Закаливание солнцем:
- свето-воздушные ванны (температура 220 , 3 мин.);
- солнечные ванны детям до года не рекомендуют;
- прогулки в тени деревьев с 10 до 12 часов;
Вредные привычки: сосание пальца, пеленки, во 2 полугодии – пустышки.
Ø Знакомство с таблицами по оценке физического развития, центильными таблицами, схемой оценки физического развития.
Инструкция:ознакомьтесь с представленными таблицами и схемой, вспомните теоретический материал; рекомендуемые таблицы Вы сможете использовать при работе с карточками – заданиями, решении задач.
Таблица «Закономерности физического развития ребенка до года»
Средняя прибавка массы за месяц 1 полугодие 2 полугодие | 800 г 400 г |
Формулы для определения массы: до 6 мес. после 6 мес. | М = М (при рожд.) + (800 х п) М= М (при рожд.) + (800 х 6) + 400 (п-6) |
Определение массы без формул: прибавка за 1 мес. 2 мес. 3 мес. 4 мес. | 600 г 800 г 800 г 750 г за каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше, чем за предыдущий |
к 4-5 мес. масса | удваивается, |
к 10-11 мес. | утраивается. |
Масса в 1 год | 10-10.5 кг |
Средняя прибавка роста за месяц 1 полугодие 2 полугодие Формулы для определения роста: до 6 мес. после 6 мес. | 2.5 см 2 см Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х п), Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х 6) + 2 (п-6) рост в 12 мес. - 75 см |
Определение роста без формул: ежемесячная прибавка за | 1, 2 мес. по 3 см. 3, 4 мес. по 2.5 см. 5, 6, 7, 8 мес. по 2 см. 9, 10, 11, 12 мес. по 1.5 см. |
Окружность головы | увеличивается до 1 года на 1 см. в месяц (за год на 10-12 см) |
Окружность груди | за год увеличивается на 13-15 см. |
Соотношение окружности головы и груди | 3 - 4 мес ОГр = ОГ (39-40 см) 12 мес. ОГр больше ОГ (50см. – 46-48 см.) |
Центильные таблицы
Инструкция: при работе с карточками-заданиями используйте центильные таблицы. Обратите внимание, что каждому параметру физического развития (массы, роста, окружности головы и груди) соответствует определенная таблица. Чтобы оценить физическое развитие необходимо совместить возраст ребенка и данные антропометрии со значением в соответствующем ряду таблицы, который будет указывать номер коридора. Физическое развитие может быть нормальное: рост 2-6 коридор, масса 3-5 коридор); ниже среднегои выше среднего. Отклонения по росту: высокий рост V II коридор; низкий рост 1 коридор; отклонения по массе: избыток массы VI, V II коридор; дефицит массы I, II коридор; Гармоничное развитие - разница коридоров роста и массы 0-2. Тип развития микросоматический – если сумма номеров коридоров массы, роста, окружности груди до 10, мезосоматический - 11-15, макросоматический – сумма номеров коридоров 16-21. Дисгармоничное физическое развитие – разница коридоров более 2 |