Подмывание ребенка

Туалет кожи

Показания:профилактика опрелостей и гнойно-септических заболеваний.

Оснащение:вода (температура 360), пеленки, стерильное растительное масло, резиновые перчатки.

Этапы Обоснование
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры Обеспечение правильного ухода за ребенком
Подготовьте необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
Вымойте руки с мылом, наденьте перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
Подмойте ребенка под проточной водой (температура 360) спереди назад. Предупреждение инфекции в мочеполовой системе
Положите ребенка на стол на пеленку, осушите кожу промокательными движениями. Обеспечение комфортного состояния
Обработайте естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные. Предупреждение появления опрелостей
Оденьте и запеленайте ребенка Обеспечение комфортного состояния

Примечание: обработка кожных складок проводится 2 раза в день (во время утреннего туалета и после гигиенической ванны); паховые, ягодичные, бедренные складки обрабатывают после каждого подмывания.

Показания:соблюдение личной гигиены и профилактика опрелостей.

Оснащение:проточная вода (для новорожденного – кипяченая) температура 360С, пеленка, стерильное растительное масло, резиновые перчатки.

Этапы Обоснование
Объясните маме цель и ход выполнения процедуры Обеспечение правильного ухода за ребенком
Подготовьте необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
Отрегулируйте температуру воды в кране Предупреждение ожогов
Вымойте, осушите руки, наденьте перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
Разденьте ребенка, оставив на нем распашонку и кофточку, загнув их до пупка Подготовка ребенка к процедуре
Уложите ребенка на левом предплечье так, чтобы голова находилась в локтевой ямке, лицом кверху, спина ребенка лежала на внутренней поверхности предплечья, а кистью левой руки обхватите верхнюю часть наружного бедра ребенка, поместите нижнюю часть туловища ребенка (ягодицы и промежность) под струю воды. При необходимости намыльте правую руку детским мылом и обмойте загрязненные места. Создание наиболее удобного положения при данной процедуре
Подмывайте ребенка (независимо от пола) спереди назад, т.е. вода должна литься от лобка к заднему проходу Предупреждение попадания инфекции в мочеполовую систему
Положите ребенка на приготовленную простынку и осушите кожу ребенка промокательными движениями Предупреждение переохлаждения и появления раздражения кожных покровов
Переложите на приготовленные для пеленания сухие пеленки Обеспечение комфортного состояния ребенка
Обработайте пупочную ранку 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени (если ребенок новорожденный), кожные складки ватным шариком, смоченным растительным маслом Профилактика омфалита и опрелостей
Оденьте и запеленайте ребенка Обеспечение комфортного состояния ребенка

Ø Решение задач

Инструкция: внимательно прочитайте условие задачи, сформулируйте заложенные в ней проблемы, при составлении алгоритма решения ответьте на предложенные вопросы и выполните задания. Задача решена верно, если Ваш ответ совпадает с эталоном.

Задача № 1

Ребенок в возрасте 28 дней прибавил в массе 800г, вырос на 3см. Грудь сосет активно. Пытается держать голову в вертикальном положении. Медсестра отмечает у малыша зрительное и слуховое сосредоточение. Стул 5-6 раз в сутки желтого цвета, кашицеобразный.

1. Достаточна ли прибавка в массе и росте?

2. Оцените развитие ребенка.

Задача № 2

Ребенку 3 дня. Грудь сосет активно. Во время мочеиспускания беспокоен, плачет, затем успокаивается. Моча мутная, на пеленках остаются коричневые пятна. Количество мочеиспусканий – 10-12 р.

1. Удовлетворение какой потребности нарушено?

2. Как называется это физиологическое состояние?

3. С чем оно связано?

4. В течение какого времени проходит?

Задача № 3

При патронаже новорожденной девочки в возрасте 7 дней мама обратила внимание медсестры на увеличение молочных желез и кровянистые выделения из влагалища. При осмотре ребенка: увеличение молочных желез симметричное, кожа над ними не изменена. Из влагалища – необильные кровянистые выделения.

1. Какое физиологическое состояние у новорожденной девочки? Чем оно объясняется?

2. Каким должен быть уход при подобных проявлениях?

Задача № 4

Участковая медицинская сестра посетила ребенка на дому в возрасте трех недель. Мама обеспокоена появлением у малыша на левом плече «прыщика». При осмотре: в области верхней трети левого плеча небольшой инфильтрат размером 0,3 х 0,3 см. Температура тела 36,7 градусов, других жалоб нет.

1. Как объяснить появление инфильтрата?

2. Оправданы ли волнения мамы?

3. Какие рекомендации должна дать медсестра?

Задача № 5

У новорожденного ребенка в возрасте 3-х дней отмечался подъем температуры до 38,5 градусов, которая держалась в течение нескольких часов, а затем снизилась до 37 градусов.

1. Как называется это состояние?

2. Чем оно объясняется?

3. Какие мероприятия нужно провести в данном случае?

Задача № 6

Ребенок родился 1 июня. Медсестра посетила новорожденного в возрасте 15 дней. При опросе выяснилось, что ребенок получает грудное молоко по требованию, сосет грудь активно, спит 20 часов в сутки, мочится 20-25 раз, стул желтый, кашицеобразный 5-6 раз в сутки. Утренний туалет и купания ежедневно. Прогулки 3-4 часа в день. При осмотре: кожные покровы и слизистые розовые, чистые, пупочная ранка сухая. Частота дыхания 40 в 1 минуту, частота сердечных сокращений 140 в 1 минуту.

1. Оцените полученные данные

Задача № 7

Мама посетила поликлинику с ребенком в возрасте 1 месяца. Мальчик активный, прибыл в массе на 900 г, вырос на 2,5 см. Фиксирует взгляд на предмете, четко выражено слуховое сосредоточение, держит голову в вертикальном положении несколько секунд.

1. Что можно сказать о развитии этого ребенка на первом месяце?

2. Достаточна ли прибавка в массе и росте?

Задача № 8

При посещении медсестрой ребенка 18 дней на дому, мама пожаловалась на беспокойство малыша. При осмотре: температура 36,8 градусов, ребенок «сучит» ножками, кожные покровы чистые, живот умеренно вздут. Стул 5-6 раз в день, мочеиспускание свободное. Из опроса удалось выяснить, что мама пьет чай со сгущенным молоком.

1. Чем объясняется беспокойство ребенка?

2. Какие рекомендации необходимо дать маме?

Задача № 9

Девочка родилась с массой тела 3.500г, длиной 51см, к 4-му дню масса ее стала 3.350 г, на 3-ий день появилось желтушное окрашивание кожных покровов, слизистых и склер. Кал и моча обычной окраски. Печень и селезенка не увеличены. Общее состояние ребенка не нарушено.

1. Объясните причины снижения массы тела и появления желтухи.

2. Являются ли эти состояния в данном случае физиологическими?

3. К какому дню ребенок должен восстановить массу?

4. Когда исчезнет желтуха?

Задача № 10

Ребенок родился при сроке беременности 39 недель с массой 3.800 г, длиной тела 52 см, окружность груди 34 см, окружность головы 35 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 9 баллов. К груди приложен сразу после рождения. В анализе крови: эритроцитов 6 х 10 12/л, гемоглобин 200 г/л, лейкоцитов 12 х 10 9/л, СОЭ – 5 мм/час.

1. Оцените данные показатели, сравнив с нормой.

2. Каковы правила кормления грудью?

3. Рассчитайте количество молока новорожденному в возрасте 7 дней на одно кормление и на сутки.

 

Ø Проверка по эталону ответа

Инструкция: сравните решение с эталоном ответа, при обнаружении ошибки, обратитесь к материалам лекций и рекомендуемой литературе. При возникновении затруднений, обратитесь за помощью к преподавателю.