Труды Исократа

Исократ пытался влиять на ход политических событий в Древней Греции. В 380 году по случаю заключения Второго Афинского морского союза он написал «Панегирик».

(Панегирик(от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь) - литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.).)

В этой речи он призывал греков объединиться для борьбы с общим врагом – Персидской державой.

Позднее, убедившись в том, что ни Афины, ни Спарта не способны обеспечить единство греков, Исократ находит надежду в Македонии. В речах, обращенных к македонскому царю Филиппу II, Исократ призывает того встать во главе общегреческого союза в борьбе с персами. В последней из известных речей Исократа — Панафинейской речи, призывы к единению уже смешиваются с предчувствием потери независимости греческими полисами. Исократ умер через несколько дней после битвы при Херонее в 338 году и установления македонской гегемонии над всей Древней Грецией.

Из трудов Исократа до нас дошли тексты 21 речи, 9 писем и несколько фрагментов из пособий по обучению риторике. Сам Исократ не выступал перед слушателями из-за слабого голоса и природной застенчивости. Он получил известность как мастер письменного красноречия. Поэтому речи Исократа отличаются тщательной работой над словом. Каждая его фраза составляет художественное целое, смысловые части которого равномерно распределены и оформлены лексически.

Исократ считал, что ораторская проза должна соперничать с поэзией. К недостаткам его стиля относят некоторую монотонность. Исократ создал жанр наставительной речи и прозаического энкомия (хвалебной песни), который впоследствии послужил образцом для панегириков в честь эллинистических и римских правителей. Исократ и его школа оказали сильнейшее влияние на развитие античного ораторского искусства.

«Панегирик»

«Часто удивлялся я на организаторов всенародных праздничных собраний и на учредителей гимнастических состязаний, на то, что они выдающиеся физические качества таких больших наград удостаивали, а тем, которые индивидуально потрудились для общего блага и все стремления направили к тому, чтобы и всем другим быть в состоянии оказать пользу, этим людям никакого почета не воздавали; об этих последних людях им естественнее было бы больше проявить заботы; ведь что касается атлетов, то, если бы даже они получили вдвое больше силы, ничего не прибавилось бы всем прочим, а от умно мыслящего (даже) одного человека все извлекли бы пользу, желающие приобщиться его образу мыслей. Однако я не пал духом и не предпочел безразличное отношение, но, признав достаточной наградой для себя будущую славу благодаря этой речи, выступаю с советом и относительно войны против варваров и относительно согласия среди нас самих; причем мне не безызвестно, что многие из выдававших себя мудрецами уже набросились на эту тему; но я надеюсь превзойти прочих, благодаря чему всем другим покажется, что ничего никогда не было сказано об этих вещах, а вместе с тем я признал, что самые лучшие из речей те, которые трактуют о важнейших вопросах, речи, которые и ораторов больше других на вид выдвигают, и слушателям больше других пользы приносят; одна из таких речей и эта.
Да и удобный момент еще не миновал, когда было бы уже напрасно и напоминать об этом; ведь тогда следует прекращать речь, когда или данные события не будут иметь места и больше не явится необходимость обсуждать их, или если речь покажется такой совершенной, что не оставит возможности прочим ораторам что-нибудь прибавить. А пока события находятся в прежнем состоянии, сказанное же по этому поводу слабо, как после этого глубоко не обдумать эту мою речь, которая, если будет иметь успех, и от междоусобной войны, и от настоящего тревожного положения, и от величайших бед нас избавит? Кроме того, если бы никоим образом иначе нельзя было бы освещать одни и те же события, как только в одной форме, то могло бы прийти кому-нибудь в голову, что излишне, говоря в той же форме, в какой говорили другие, снова надоедать слушателям; но так как природа речей такова, что является возможность об одних и тех же предметах трактовать на разные лады, важные вещи делать маловажными, незначительным придавать значение, старое представлять по-новому, а о недавно происшедшем сказать по-старому, в таком случае больше нельзя избегать говорить о том, о чем раньше сказали другие, но лучше их следует попытаться сказать. Ведь ранее происшедшие события являются общим для всех нас материалом, но в удобный момент им воспользоваться, соответствующим образом каждое событие продумать и в хорошей словесной форме выразить - это разумным людям присуще. Я полагаю, в том случае огромный толчок для развития получают и все прочие искусства и мастерство в произнесении речей, если кто с восторгом будет ценить не первых дела начинающих, но лучше других каждое из них совершающих, и не старающихся о тех делах говорить, о каких никто ранее не сказал, но так умеющих сказать, как никто другой не смог бы».

6.Трактат Цицерона об ораторе