Партийные системы и их типы

В каждом государстве исторически складывается определенная система взаимодействия партий между собой, с государством и с избирателями, которая определяет степень их влияния, а также идеологические ориентиры и принципы организационной структуры. Такая система носит название партийной системы.

Представление о том, что политическая жизнь страны может быть адекватнее описана не столько понятием "тип партии", сколько понятием "система партий", появилось только после Второй мировой войны, когда пристальнее стал изучаться опыт однопартийных режимов и различных вариантов многопартийности, тем более, что количество их умножалось благодаря деколонизации и распространению парламентаризма на страны "Третьего мира". В числе первых к разработке этого понятия приступил М. Дюверже. В качестве наиболее важных характеристик системы партий выделял: а) число партий; б) типы их организационной структуры; в) их количественные характеристики; г) образуемые ими союзы; д) их географическая локализация; е) их распределение по идеологическому спектру.

В отечественной политологии используется представляющееся вполне адекватным и достаточно кратким определение, данное партийной системе Т.В. Шмачковой: "Контур политического пространства, составленного из независимых элементов (партий) и определяемого их количеством, параметрами (численность избирателей, тип внутренней структуры), а также коалиционными возможностями".

Типологизация партийных систем является несравнимо более сложной задачей, чем разработка типологий партий, поскольку требует учета от 3 до 6 параметров, а получающиеся в результате модель и ее графическое отображение в виде таблицы или схемы оказываются чрезвычайно сложны для восприятия.

М. Дюверже ограничился, по сути, наиболее простым вариантом такой типологии, взяв за основу количество партий, реально участвующих в борьбе за власть, учитывая в ряде случаев и их идеологию. Выделил однопартийный тип с коммунистическим и фашистским его вариантами; двухпартийный тип с консервативно-либеральным (США, Великобритания до начала XX в.) и консервативно-социалистическим (Великобритания в новейший период истории) вариантами; многопартийный тип с трехпартийным (Австралия и многие европейские страны в первые десятилетия XX в.), четырехпартийным (Канада, скандинавские страны, страны Центральной Европы в межвоенный период) и полипартийным (Австро-Венгрия в начале XX в., Франция, Нидерланды) вариантами.

В 1976 г. Дж. Сартори предложил свой вариант типологии партийных систем, основанный на трех критериях: наличие партии большинства (т.е. имеющей более половины депутатских мест в парламенте), степень идеологической поляризации, чередование партий у власти. В соответствии с ними, Сартори выделил семь основных типов партийных систем:

1) Однопартийные системы, где фактически существует тотальный контроль политической жизни одной партии, слившейся с государственным аппаратом (пример: Советский Союз);

2) Системы партии-гегемона при формальном наличии зависимых партий-сателлитов, не влияющих на принятие решений (ряд восточноевропейских стран народной демократии в 1950-1980-е гг., например, ГДР и Болгария, а также КНР);

3) Системы с доминирующей партией, где долгие годы, несмотря на множество партий, реально правит одна и та же (Япония, Мексика, Италия, Индия, как они были в 1970-е гг., сейчас их партийные системы несколько изменились);

4) Двухпартийные системы, где основные партии чередуются у власти (США, Великобритания);

5) Системы умеренного плюрализма (3-5 партий, участвующих в распределении властных должностей) с довольно фрагментированными партиями (Франция, Бельгия). Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики;

6) Системы крайнего плюрализма (6-8 партий, участвующих в распределении властных должностей), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образуются сложные коалиции. Система крайнего (поляризованного) плюрализма включает антисистемные партии, т.е. партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.

7) Атомизированные системы (свыше 8 партий, участвующих в распределении властных должностей) с рассредоточением политического влияния и ролей (Малайзия).

Сходную типологию в 1968 г. предложил французский политолог Жан Блондель, ограничившись при этом лишь теми странами, где существует реальная многопартийность. В зависимости от количества голосов, обычно подаваемых за политические партии, он выделил:

- двухпартийные системы, где две лидирующие партии получают на выборах 90 и больше процентов голосов (США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Австрия);

- двух-с-половиной-партийные системы, где две ведущие партии набирают 75-80% голосов, что не позволяет им в одиночку сформировать правительство, и поэтому они вынуждены формировать "большую коалицию" со своим главным соперником или "малую коалицию" с какой-либо малой партией, прошедшей в парламент (ФРГ, Бельгия, Канада, Ирландия);

- многопартийные системы с доминирующей партией, где одна и та же партия каждые выборы набирает столько голосов, сколько позволяет ей в одиночку формировать правительство (Италия, Дания, Норвегия, Швеция);

- многопартийные системы без доминирующей партии, где две самые популярные партии набирают менее половины голосов избирателей, что открывает дорогу для трех- и более партийных коалиций (Финляндия, Франция, Нидерланды, Швейцария).

Во всех этих типологиях учитывается не общее число партий, которое может быть очень велико, а эффективное число, которое достаточно ограничено. В 1979 г. финские политологи Маркко Лааксо и Рейн Таагепера предложили формулу для расчета эффективного числа партий:

где n - число партий, имеющих хотя бы одно депутатское место, - квадрат доли, занимаемой партией в депутатском корпусе.

Поскольку эта формула не позволяет отличить системы с доминирующей партией от двухпартийных, в 2010 г. она была модифицирована российским ученым Г.В. Голосовым и приобрела такой вид:

где – квадрат доли, занимаемой в депутатском корпусе самой крупной партией.

Условиями применимости этой формулы к той или иной партийной системе являются:

1) Демократический характер выборов;

2) Прямые партийно-структурированные выборы в независимой страны;

3) Проведение не менее трех выборов течение не менее, чем пяти лет;

4) Отсутствие разрывов ( непоявление в течение этого срока новых партий, которые получали бы более 25% голосов).

Абстрактное геометрическое отображение этой модели мира партийных систем выглядит следующим образом:

 

Таким образом, вычленяются следующие типы партийных систем:

1) Системы с доминирующей партией и многочисленными претендентами;

2) Системы с доминирующей партией и одним претендентом;

3) Двухпартийные системы;

4) Двух-с-половиной-партийные системы;

5) Многопартийные системы без лидирующей партии;

6) Многопартийные системы с лидирующей партией.

Следует отметить, что данные типологии и понятие партийной системы вообще применимы не ко всем государствам, где существуют партии, а лишь к тем, где партии существуют как самостоятельные субъекты властных отношений, где они действительно являются центрами принятия решений и пользуются доверием граждан. В политических режимах султанистского типа, при персональных и военных диктатурах, в режимах, характеризующихся электоральным авторитаризмом, политические партии действуют либо как нелегальные организации, либо как декоративные, лишенные реального влияния на политику структуры. Избиратели относятся к ним с равнодушием, а потому они оказываются полностью зависимы от тех должностных лиц, которые пользуются все полнотой власти, распределяя денежные средства и мандаты, но не связаны никакой идеологией или партийной дисциплиной.

Тема 7. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ