Политическая партия: история, понятие, признаки, функции

С ДРУГИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ АКТОРАМИ

Тема 6. ПАРТИИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Политические партии являются самым важным негосударственным институтом политической системы. Политические партии функционируют в подавляющем большинстве стран мира за исключением тех, где до сих пор существуют абсолютные монархии.

Появление политических партий связано с расширением избирательного права и формированием парламентских систем в странах Западной Европы и Северной Америки в XIX в. До этого тоже существовали политические группировки, которые именовались партиями (от латинского "pars" – "часть"), но относить их к тому же классу явлений, что и современные политические партии, нельзя. Это были группы придворной знати, члены которых часто были связаны родственными узами или отношениями патроната, боровшиеся не столько за голоса избирателей, сколько за расположение монархов: ведь избирательным правом пользовались считанные проценты населения и их волеизъявлением можно было с легкостью манипулировать. Таковыми были группировки "политиков" и "святош" во Франции конца XVI – первых десятилетий XVII в., "вигов" и "тори" в Англии конца XVII – начала XIX в., "шляп" и "колпаков" в Швеции XVIII в. Сами их названия, являющиеся прозвищами, кличками, говорят об отсутствии у них идеологии и политических программ, что является характеристикой современных политических партий. Центрами их деятельности были королевские дворы, но не представительные органы власти.

Положение дел стало меняться в конце XVIII в. с появлением прессы, общественного мнения и массовой политической активности. Формируются идеологии (либеральная и консервативная в Великобритании, федералистская и демократическая в США, монархическая, умеренно-республиканская и радикально-республиканская во Франции). Именно к этой эпохе относится знаменитое определение, политической партии, данное английским философом Эдмундом Берком: «Партия – группа людей, придерживающаяся общих принципов и объединившаяся для обеспечения общими усилиями национальных интересов».

В условиях мирного политического развития в Великобритании и США либералам и демократам, соответственно, в первые десятилетия XIX в. удалось существенно расширить количество людей, пользовавшихся избирательными правами. Теперь политики в борьбе за власть стали ориентироваться на их мнения и интересы, а сама она стала вестись во время выборов и в стенах парламентов, что и привело к формированию первых настоящих политических партий: либеральной и консервативной в Великобритании, демократической и республиканской в США.

Во второй половине XIX – начале XX в. на политическую арену выступили социал-демократические и социалистические партии, которые четко обозначили свою социальную природу как выразителей классовых интересов рабочих и крестьян. Это вынудило другие партии открыто заявить о своей приверженности интересам других социальных слоев (крупной буржуазии, помещиков, мелкой буржуазии и т.д.). Отсюда марксистское определение партии как "политической организации, выражающей интересы общественного класса или его слоя, объединяющей их наиболее активных представителей и руководящей ими в достижении определённых целей и идеалов".

В первой половине XX в. большое влияние приобрели популистские партии, а также политические партии, говорившие о своей надклассовой, национальной, расовой природе, которые приходили к власти не только через выборные и парламентские процедуры, но и через перевороты и революции или же использовали выборы как средство узурпации власти и ликвидации парламентаризма. Данный этап в развитии этого политического института отражает определение Йозефа Шумпетера: «Партия – это группа людей, которая, исходя из общих принципов, стремится к политической власти».

После Второй мировой войны, когда в ряде стран были приняты законы о политических партиях (первым из них стал в 1949 г. закон ФРГ), призванные не допустить появление таких партий, деятельность которых стала бы угрозой для демократической политической системы, основанной на регулярно проходящих соревновательных выборах. Неразрывную связь партий и выборов Это отразил ряд определений, выработанных политологами в послевоенное время. Так, Джованни Сартори утверждал, что "партия - это любая политическая группа, которая активно участвует в проведении выборов и имеет возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения". Сходную трактовку дал Клаус фон Бойме: "Партии – это об­щественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти"

Есть в современной политологии и более общие дефиниции, исходящие из того, что не все должности являются выборными и не всегда они достаются тем силам, которые набрали на них большинство голосов. Например, Кеннет Джанда определяет партии как "особый политический институт общества, опираю­щийся на поддержку граждан с целью замещения правительственных должностей своими признанными представителями".

Помимо политологических существуют еще и юридические определения партий, которые формулируются не без влияния достижений политической науки, но отражают исторический опыт и специфику политической системы соответствующей страны. При этом опыт законодательства одной страны нередко учитывается при выработке юридических норм в другом государстве. В качестве примера приведем определение политической партии из упомянутого выше закона ФРГ 1949 г.:

"Партии представляют собой объединения граждан, которые постоянно или длительное время оказывают влияние на формирование политической воли в рамках Федерации или одной из земель и желают участвовать в представительстве народа в Бундестаге или одном из ландтагов при условии, что они в достаточной мере гарантируют серьезность таких намерений общим характером их фактического отношения к делу и, в частности, численностью и постоянством организации, числом членов и активной общественной деятельностью. Членами партии могут быть только физические лица".

Следующие за этим определением нормы отказывают в звании партии тем организациям, которые на протяжении 6 лет не участвуют в федеральных или региональных выборах, а также тем, чьи руководящие органы находятся за пределами немецкого государства.

Сравним его с определением из действующего российского закона (от 11 июля 2001 г, №95):

"Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления" (ч.1 ст.3).

При этом партия, в течение 7 лет не участвующая в федеральных или в достаточном количестве региональных и местных выборов, ликвидируется (ч.2 ст.37). Не допускается и создание партий, чьи руководящие и иные органы, в том числе региональные отделения находятся за рубежом (п."в" ч.2. ст.3.).

Таким образом, и немецкий, а вслед за ним, и российский законодатель исходят из того, что только достаточно крупные, организованные, длительно существующие, неэмигрантские и регулярно участвующие в выборах организации могут средствами политического участия и формирования политической воли граждан и иметь статус политической партии.

Многие из приведенных выше определений построены на перечислении признаков политических партий. Наибольшую известность в современной политологии получил список американского политолога Джозеф Лапаломбара:

- партия – это носитель идеологии или особого видения мира и человека (мировоззрения);

- партия – это организация, т.е. достаточно длительное институализированное объединение людей на разных уровнях политики (от местного до международного);

- цель партии – завоевание и осуществление власти;

- каждая партия старается обеспечить себе поддержку наро­да: от голосования за нее до активного членства.

Причем первый и третий признаки — это то, что отличает поли­тические партии от лобби и групп интересов, а второй и третий – то, что отличает их от общественных движений.

Будучи важнейшим институтом политической системы, политические партии выполняют ряд функций, обеспечивающих ее нормальную работу:

1. Артикуляции и агрегации социальных интересов, форму­лирования коллективных целей для социума, предлагая различ­ные цели и стратегии общественного развития.

2. Расширяя простран­ство публичного политического процесса, партии стремятся пре­одолеть отчуждение маргинальных групп общества от политики, т.е. выполняют функцию политической мобилизации. Как писал Макс Вебер: «Партии приобрета­ют голоса избирателей, поощряя последних идентифицировать себя с политическим имиджем партии и с ее руководством. Они упро­щают стоящий перед избирателями выбор».

3. Современные правительства, как правило, партийные правитель­ства, а партийные фракции определяют «лицо» современных парла­ментов, поскольку через партии реализуются еще две важнейшие политические функции – политического представительства.

4. Партии представляют собой социальный лифт, используя который можно сделать политическую карьеру. таким образом, партии выполняют функцию рекрутирования политической элиты.

5. Выступая универсальным посредником между обществом и го­сударством, партии становятся инструментом легитимации власти.

6. В этом же качестве партии обеспечивают коммуникативную функцию, реализуя обратную связь между обществом, его активной частью (группами интересов) и государственной властью.

7. Политические партии выступают в качестве субъекта политической социализации. Социализирующая функция партий реализуется как в ходе избирательных кампаний в повседневной партий ной деятельности (освоение техники голосования и избирательной технологии в широком смысле массовыми слоями населения того не принимавшими активного участия в политике), так и в про­цессе регулярного общения политиков с потенциальными сторон­никами. Через СМИ политические партии дают доминирующим культурным ценностям ту или иную интерпретацию и формируют таким образом позицию общественности по различным вопросам.

Этим, однако, функции партий не исчерпываются. Многие исследователи, сторонники теории "партийного государства", отмечают, что во многих странах, как демократических, так и там, где существуют однопартийные режимы, политические решения принимаются на уровне партий, а парламенты и другие органы государственной власти лишь законодательно оформляют принятые партийными органами решения. Так, К. фон Бойме пишет: «Партийное государство по­нимается как тип современной демократии, в которой парламент утратил свое значение в качестве института выражения суверен­ной воли народа: парламенты в основном лишь ратифицируют те решения, которые в другом месте уже приняли партии, входящие в коалицию большинства».