Процесс социализации личности

 

Социализация личности– процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социализация как процесс проходит две фазы:

1) социальная адаптация, то есть период, в течение которого человек приспосабливается к новым для себя социально-экономическим условиям, тем нормам, которые сложились в этом обществе, ролевым функциям, знакомится с социальными институтами, организациями и группами, в которых ему придется жить и действовать;

2) интериоризация – период, в течение которого происходит включение социальных норм ценностей во внутренний мир индивида. Адаптация, приспособление к новым для человека социальным условиям, еще не означает их одобрение, а на фазе интериоризации человек принимает эти условия как должные. Он не нарушает принятых правил и поддерживает существующие нормы не из-за боязни быть наказанным, а потому что по-иному быть не может. Таким образом, интериоризация – это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

В течение всей жизни личности приходится осваивать множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, поэтому процесс социализации продолжается всю жизнь: человек не остается неизменным, он меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, роли и т.п.

Ребенок длительное время находится в зависимости от родителей, он не способен самостоятельно освоить все существующие в обществе и необходимые для нормального существования в нем нормы и правила. Кто-то должен помочь ребенку (и не только ребенку) в усвоении этого жизненно важного материала. Эта помощь приходит со стороны людей и учреждений, получивших в социологии название агентов и институтов социализации.

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Агенты и институты социализации также делятся на первичных и вторичных.

Агенты социализации -конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации– учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

К агентам первичной социализации относятся родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя и т.д., то есть люди, находящиеся максимально близко к социализирующемуся. Воздействие агентов первичной социализации является наиболее сильным, а потому и более важным.

Агентами вторичной социализации являются работники и должностные лица вуза, в котором учится человек, работники предприятия, на котором он работает, командование того армейского подразделения, в котором он проходит службу, сотрудники средств массовой информации и т.д. Таким образом, эти агенты социализации находятся на втором плане, их воздействие на человека не так сильно, как агентов первичной социализации. Контакты с такими агентами происходят реже и они менее продолжительны, поэтому их воздействие менее глубокое, чем у первичных агентов.

К институтам социализации относятся официальные учреждение, в рамках которых происходит социализация, где действуют агенты вторичной социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в детском и юношеском возрасте, вторичная социализация связывается со взрослым состоянием человека, когда он вынужден для удовлетворения своих потребностей и выполнения предписанных ролей больше иметь дело с формальными организациями и учреждениями – производственными, поддерживающими в обществе порядок, обеспечивающими его безопасность и т.д.

В детском и подростковом возрасте пока индивид социализируется в семье и школе, как правило, резких изменений в его жизни не происходит – он еще только готовится к вступлению в активную социальную жизнь, продолжается накопление и усвоение новых знаний, ценностей и норм, его социальное положение все еще связано социальным положением родителей.

В период взрослой жизни человеку приходится многому обучаться или переобучаться, приспосабливаться к новым условиям на новом месте работы или службы, а в случае переезда на новое местожительства в условиях иноязычного окружения – к новой для него культуре и т.д. Этот процесс взрослой социализации сложный, так как человек уже социализирован, уже наработаны навыки существования в обществе.

В период старости, с выходом на пенсию, завершается активный цикл социализации. Происходит снижение социального статуса личности, сокращается количество социальных ролей. Но послетрудовая социализация позволяет пожилым людям вносить вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

В то же время процесс социализации не всегда идет ровно и одинаково у всех людей. Сложности социализации возникают в связи с тем, что, с одной стороны, от молодого человека требуют стать полноценным членом общества, гражданином, а это предполагает развитие чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремлен-ности. С другой стороны, такое становление достаточно сложно, оно требует от человека целенаправленной и непростой работы, волевой напряженности, развития сознательности.

Характер социализации определяется типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном, авторитарном – имеет принципиально иной характер. Современное российское общество переживает переход от авторитарного к демократическому правовому государству. Такой переход ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с изменившейся социальной средой.