Понятие и структура личности. Теории личности в социологии

Тема 3. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

 

Личность изучается рядом наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Социология опирается на размышления самых разных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности – личность как источник, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный ее носитель.

В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. И только личность рассматривается в социологии как результат сложной и длительной биологической эволюции, субъект культурной эволюции.

Личность– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Социологические концепции личности достаточно ясно оформились во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Все они признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из различных социальных факторов.

К. Маркс одним из первых создал концепцию личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества.

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом и возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и т.д.

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях. Социальные условия сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и предпочтений стимулирует творческое, нестереотипное поведение.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как о сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность и многоплановость структуры личности обратил внимание

З. Фрейд в начале ХХ столетия. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные.

В структуре личности З. Фрейд выделил три основных психических компонента – «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащих в сферах бессознательного и сознательного.

Подсознание («Оно») включает биологические потребности: сексуальные желания, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т.д. «Оно» - зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не можем заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Бессознательное, согласно З. Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: «Буду делать только то, что мне нравится». Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должен делать.

Сознание, или «Я» (Эго) – компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которые доставляют организму удовольствие, однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных потребностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должен.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постоянно формируется его «Я», которым управляет другой принцип – принцип реальности. Он вынуждает его во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но также предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого современного орудия – логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности «Я».

«Сверх Я» Фрейда – это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «СверхЯ» - среда обитания нравственных чувств.

З. Фрейд рассматривал человека, как стремящегося к удовольствию, а общество как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением.

Кроме марксистской теории личности и фрейдистского понимания, среди основных социологических теорий личности можно назвать теорию «зеркального Я».

Авторы этой теории - известные психолог и социолог Дж. Мид и Ч. Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Г. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное "Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует действительному положению вещей. Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины таких различий в том, что личности отбирают только выгодные для них мнения окружающих.

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.

Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку опосредованно через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность, как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе личности, но не в её самосознании, в её представлениях о себе. Отношение к самому себе опосредованно отношением к другому с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства.

Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как в зеркало, в глаза другого человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.