Место риторики и гомилетики в системе видов речи
Элементы тех или иных видов дописьменной речи, и в первую очередь диалогов, пронизывают все формы литературной устной речи, т.е. ораторику и гомилетику.
Ораторика представляет собой род устной литературной речи, противопоставленный гомилетике (от греч. «омилия» - «беседа») по следующему признаку. В гомилетике одна и та же аудитория является объектом многократных воздействий со стороны одного и того же ритора. В ораторике же контакт между аудиторией и ритором – разовый. Отсюда и прочие различий между этими родами речи. В ораторике все задуманное оратором должно быть высказано в одной речи. Результат этой речи сказывается (или не сказывается) сразу.
В гомилетике ритор имеет возможность давать информацию порциями, частями, и реакция его аудитории отдалена во времени от момента речи.
Исходя из этого в ораторике ритор вынужден говорить (независимо от конкретной темы) о непосредственных жизненных интересах аудитории, а в гомилетике у ритора появляется возможность воспитания слушателей, путем систематического воздействия на их волю, разум и чувство.
Гомилетика существует в трех разновидностях: церковная, учебная и пропагандистская. Любая гомилетическая речь характеризуется программностью. Виды гомилетики различаются по отношению к новой мысли.
Так, церковная гомилетика характеризуется отсутствием новизны, ее цель – актуализация уже имеющихся у слушателей знаний. Учебная, напротив, предполагает сообщение сведений, ранее неизвестных слушателям. Пропагандистская гомилетика сочетает раскрытие истин уже известных с новыми[2].
В церковной гомилетике различают проповедь (развернутое изложение некоторых истин); собеседование (проверка того, насколько слушателями усвоено содержание проповеди) и исповедь (контроль за выполнением в действии изученных истин). В учебной гомилетике различают лекцию (в отличие от проповеди лекция должна содержать новые знания); семинар (сопоставим с церковным собеседованием) и экзамен (своего рода исповедь). В пропагандистской гомилетике различают пропаганду (мировоззренческую деятельность, связанную с передачей новых и раскрытием уже известных знаний), агитационные выступления, содержащие призыв к действию, и рекламу, которую можно расценивать как контроль за эффективностью побуждения к действию.
Вопросы и задания для самопроверки
1. В чем состоит принципиальное различие между ораторикой и гомилетикой?
2. Чем различаются разные виды гомилетики?