Выбор точки зрения при построении перспективного изображения

Основные рекомендации:

Перспектива – очень действенная форма проверки композиционных достоинств объекта в стадии проектирования, отсюда ясна важность выбора точки зрения.

Так какперспективное изображение включает, в значительной степени художественные моменты, окончательное установление зависит от квалификации и вкуса исполнителя.

Рекомендации в этом вопросе могут носить только общий характер; они должны уточняться выполнением нескольких (3-5) предварительных набросков – эскизов, обязательно с учетом реально возможных в натуре точек восприятия объекта.

Выбор точки зрения включает три основных элемента, тесно между собой связанных и устанавливаемых совместно:

1) расстояние точки зрения от объекта L или величина угла зрения (что равнозначно);

2) положение главного луча SP, а, следовательно, и связанное с ним положение картины; главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картинной плоскости и делить картину пополам или находиться в средней трети картины;

3) положение линии горизонта h1h2 (Z).

Все эти элементы устанавливаются не изолированно один от другого, а совместно; при изменении одного из них корректируются остальные.

Расстояние точки зрения от объекта выбирается так, чтобы объект охватывался конусом зрения (видимости).

Картиной (К)называется то, что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету (объекту).

 

Рис.8Выбор точки зрения при построении перспективного изображения

 

Угол между основанием картины и объектом должен составлять 200-400 (рис.9).

 

Рис.9

 

 

В том случае, когда у сооружения вертикальные размеры больше горизонтальных, зрителю следует отойти на 1.5-2 высоты от сооружения для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допускаемых границах (т.е. по фасаду) (см. рис.10).

Рис.10

Нередко учитывают только один угол зрения, забывая о важности положения главного луча. Поэтому лучше брать за исходную величину угла зрения, т.е. угол между главным лучом (SP) и крайним боковым лучом. Это половина угла зрения должна быть в пределах 150-200 или 250-300.

По расположению картинной плоскости относительно объекта перспективы могут быть двух видов: центральная фронтальная перспектива применяется для построения интерьеров, т.е. перспективы внутреннего вида помещений.

 

Рис. 11 Фронтальная перспектива комнаты

Рис.12 Построение фронтальной перспективы комнаты

 

Угловая перспектива применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае картинная плоскость располагается под углом к объекту.

Рис. 14 Угловая перспектива комнаты

Рис. 15 Расположение линии горизонта в комнате

При построении перспективы интерьера важным вопросом является расположение элементов картины: линии горизонта, главной точки картины – точки Р , дистанционных точек. Картина должна быть расположена в наилучшем поле зрения, т.е. с углами зрения, примерно равными 280-530. В зависимости от выбора главной точки зрения и ее расположения на картине будет меняться и перспективное изображение. На рис. 16 наглядно показано, как с изменением высоты линии горизонта и изменением положения точки Р меняется фронтальный вид комнаты (рис. 16а) и перспектива угла комнаты (рис. 16б).

 

Рис.16

По расположению линии горизонта перспективные изображения могут быть:

1) с нормальной высотой горизонта, т.е. на высоте человеческого роста 1.5-1.7 м; применяется при построении перспективы на ровном месте;

2) при виде снизу применяется для отдельных деталей, наблюдаемых снизу и для зданий стоящих на возвышении;

3) с высоким горизонтом, при этом высоту горизонта берут до 100 м и выше (перспектива «птичьего полета»);

4) повышенный горизонт (это высота равна менее 1/3 высоты объекта, или более 1/3 высоты объекта).

При выборе точки зрения необходимым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наилучшее. Выбирая точку зрения, можно использовать такую схему: намечая точки стояния, мысленно представить, как будет выглядеть здание, объем, объект.