ВОЛЬТЕР

Франсуа-Мари Оруэ (Вольтер - это псевдоним).

1694 - 1778 гг.

Родился в образованной буржуазной семье, с 10 лет учился в иезуитском колледже. В 16 лет хочет стать литератором, но отец резко против. Отец определяет его в школу правоведения. Вольтер все время проводит в салонах. Его с детства отличает живость натуры, остроумие, возможность писать стихи. Пишет "Генриаду", посвящение Генриху IV. После смерти Людовика XIV на престол вступает Филипп Орлеанский, Вольтер резко против, пишет сатирический куплет. Высылается из Парижа. Гнев вызывает осуждение всего строя. Вольтер критикует весь строй Франции. Вольтера посадили на 11 месяцев в Бастилию. Там он закончил трагедию "Эдип", описал тюремную жизнь. К 30 годам имеет блестящее положение в обществе. Глава французской литературы, принят во всех высших салонах. Его отличает самоирония, порой сарказм. Вольтер говорил: я не волочу за собой великого имени, но делаю честь тому, которое ношу. В Бастилии он выучил английский язык. В мае 1726 г. Вольтер высылается из Франции, едет в Англию. Там ему очень понравилось. Религиозная терпимость и политическая свобода - это ему нравилось. Его политический идеал - Англия. Ни тори, ни виги не были ему столь близки, чтобы что-то выбрать. Сначала выступал за английскую революцию, но был против революционеров. 1747 г. - Вольтер не гоним из Франции, но официально и не признан. Ему помогла маркиза де Помпадур, через некоторое время он стал членом Французской академии. Был на должности у короля Пруссии Фридриха. Помогал ему с красноречием. Через разные свидетельства проявлялась его энергия и деятельная, живая сила. Маркиза де Помпадур говорила, что история новых времен ничего нового не дала. Вольтер отвечал, что надо уметь обращаться с историей, надо искать то, что создает общественные нравы. В этом смысл Просвещения. Меткость речи отмечают многие исследователи.

Вольтер - обличитель католической церкви, религиозного фанатизма. "Раздавите гадину" - лозунг в отношении католической церкви.

Он против абсолютной монархии, против деспотизма.

Одно из известных его произведений - "Философские письма". Изначально назывались "Письма об англичанах". Это программа всего французского просвещения. Французские власти осудили эту книгу на сожжение. Вольтер пересказывает Локка. Основа его взглядов - рационализм. Критикуется деспотизм. Деспотизм должен смениться царством разума, царством свободы.

У человека есть естественные права: личная неприкосновенность, частная собственность, свобода слова, свобода совести.

Свобода - это независимость лиц от произвола властей. Свобода - это зависимость только от закона. Это идеи Локка.

Вольтер не разработал какую-то конкретную политико-правовую программу. Ему нравилось то, что было в Англии. Хотел показать либеральные методы осуществления власти и идеи законности. Предпочтение отдавалось республике. Но раз она плохо применима на практике, то и монархия - хорошо.

Идеи: ликвидация феодального строя, ликвидация крепостного права, помещичьих крестьян освобождать за выкуп; всеобщее равенство, но против политического и социального равенства людей, только естественное равенство; образец конституционного государства - то, что было в Англии.

Это породило концепцию философа на троне. Вольтер - сторонник просвещенного абсолютизма.

Славную революцию одобрял, великий мятеж осуждал. Он против кровопролития, революционного террора.

Выступал защитником в ряде юридических процессов. Везде принимал сторону жертвы, доказывал, что то, что происходило на процессе - бесчеловечно. Это были заведомо проигрыщные дела, но он пытался привлечь к ним внимание.

Это породило реформу судопроизводства. Вольтер против пыток, смертной казни, считал, что необходимо, чтобы все приговоры мотивировались.

До 60 лет не имел собственного жилища. Потом приобрел имение Ферней. 2 часа от Парижа, недалеко от Женевы. Было удобно скрываться на территории Женевы.

Началась отчаянная полемика с Руссо. Идейно это противоположные мыслители. Вольтер не просто за просвещение, он за роскошь, красивую жизнь, не мог согласиться, что частная собственность - источник всех бедствий.

"Я ненавижу ваше мнение, но жизнь готов отдать, чтобы вы могли его высказать" - обращение Вольтера с Руссо. Переписывался с Екатериной II.

ВЫВОДЫ ПО ЭПОХЕ

Основной метод в доктринах - рационализм. Метод сравнительного правоведения, метод историзма. Руссо определил важную проблему политического отчуждения. Руссо предлагал решать эту проблему политическими средствами, теория народного суверенитета. Нужна непосредственная демократия. Необычное отношение Руссо к просвещению. Просвещение было по содержанию разным. Главный вопрос - что есть истина? Руссо считал, что истина - это социальное равенство. Радикальные перемены в обществе опасны, считал Руссо. Руссо - идейный радикал. Цивилизация губит человечество, порождает множество ненужных потребностей. Порождает стремление к роскоши, что приводит к бедности других. В 18 в. завершаются классические концепции: доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, теория непосредственной и представительной демократии. Есть все основы для теории правового государства. Основная идея: низвержение феодального строя, учреждение общества, основанного на равенстве людей. Отношение к собственности было разным. За имущественное неравенство - Монтескье, за умеренную частную собственность - Руссо, за роскошь - Вольтер. Был блок мыслителей, которые выступали с идеей общественной собственности.