Идеология анархизма

У истоков анархизма стоит немецкий философ Макс Штирнер(1806-1856). Основной труд: «Единственный и его собственность».

В реальности существует только один человек – эгоист или единственный. Окружающий мир, в том числе государство и право, порождены его сознанием. Социальные институты, или общее, препятствуют развертыванию индивидуальности единственного, мешают ему достигнуть личного блага.

Для освобождения единственного необходимо разрушить фантомы общего. Главным фантомом является государство, которое заставляет человека подчиняться своим законам, ограничивая его личную свободу. Любое государство ограничивает свободу человека, даже если с его согласия. Вместо государства предлагает создать временный союз эгоистов.

Французский анархистПьер Жозеф Прудон(1809-1865) в своей работе «Что такое собственность?» (1840) выступал за уничтожение государства, отождествляя его с отношениями собственности, господства и подчинения, эксплуатации.

Исходным тезисом учения является положение: «Анархия – мать порядка».

Собственность – это кража. Осуждает крупную частную собственность, которая является основой эксплуатации человека человеком. Собственность является результатом труда, поэтому необходима для воспитания трудолюбия и чувства независимости.

Основная ценность – справедливость, за ее несоблюдение осуждает государство и право. Государство – это зло. Власть человека над человеком есть рабство. Государство вместе с религией – насилие, и роднят эти два явления авторитет и слепая вера. Государство – эксплуататор, а государственный аппарат – непроизводящий класс-паразит. Свобода человека возможна лишь при негосударственном строе (анархии). Федерация – анархия.

Анархия – общественный строй, основанный на самоуправлении каждого индивида, где свобода взаимная, но не ограниченная. Свобода есть не дочь порядка, а мать порядка. Управление – не внешняя функция, а функция каждого. В таком обществе устанавливается свобода людей вступать в различные отношения. При этом отношения основываются не на законах, а на договорах между людьми. Контроль за соблюдением осуществляют сами договаривающиеся стороны.

Основой социальной гармонии при анархии становится система взаимовыгодных обязательств. Переход к такому строю может осуществиться мирным путем.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) – русский мыслитель, революционер, анархист, один из идеологов народничества. Свои идеи сформулировал в трудах «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя и социальная революция».

В своих трудах опирается на идеи социального прогресса. Говорит, что право является применимым как один из видов социальных норм и занимает низшую ступень в социальном управлении. Задача законодательства – упрочить и узаконить эксплуатацию трудящихся масс господствующими классами. Это положение противоречит человеческой свободе и справедливости. Законодательство возникает вместе с государством и вместе с ним исчезает. Переход к справедливому обществу возможен через революцию.

В результате – исчезнет государство, законодательство, эксплуатация, насилие над личностью, будет отменена частная собственность.

В будущем общество будет регулироваться свободными соглашениями, которые основываются не на принуждении, а на свободном соглашении между людьми, взаимном признании и уважении друг друга.

После упразднения государства людей будет связывать не политическая власть, а добровольный договор свободных личностей. Конечным итогом будет объединение всех во всемирную Федерацию, где собственность будет основываться на труде, а земля и орудия труда будут достоянием производительных союзов.