Лекция № I

Ваджра.

Ваджраяна, или тантрический буддизм, возник в Тибете на основе Махаяны. Это мистическая ветвь буддизма, где проповедуется верность учителю. Путь Махаяны на самом деле очень короток к просветлению и его может пройти каждый монах. Это и самый опасный путь.

В ведийской мифологии самый драгоценный камень, который даже может рассечь алмаз. Когда-то некий мудрец целые столетия медитировал на горе Меру, после смерти его кости превратились в ваджру; царь богов, обнаружив их и сделал для себя оружие, ваджру с сотней заостренных концов.

Ваджра - ритуальный объект, скипетр, заканчивается с обеих сторон удлиненными отростками. Два конца символизируют единство противоположностей, а пять отростков с каждой стороны соответствуют пяти началам символики буддизма; (Чо-Ку-Рэй (первоначальное пробуждение желтый), Сей-Хе-Ки (практика-белый), Хон-Ша-Зе-Шо-Ненпросветление – красный), Дай-Ко-Мио (нирвана-пять чувств – черный), Раку (богиня- девятое сознание-голубой). Пять ступеней на пути к просветлению. Также они символизируют пять энергий - пять мудростей мандалы это абстрактный узор, рисунок на котором изображены божества, Будды и Бодхисаттвы. Ее используют для медитации.

Пять символов Рэйки являются пятью уровнями разума. Вместе они представляют не-двойственность разума и объекта, пустоты и эго, которая достигается на высшей ступени Пути к Просветлению (в Нирване). При достижении этого состояния сущность освобождается от колеса перевоплощений. Изначально символы применялись не только в целительстве, но и для достижения Просветления – как пять ступеней мудрости, восходящих к Просветлению.

Ваджра это разрешение противоречий между противоположностями, не-двойственность разума и объекта, а также единство Мира Будды и Мира Существ.

Ваджра означает бриллиант, мудрость его тверда и остра. Владеет ваджрой Будда и Бодхисаттва тот, кто достиг просветления, но остается в мире до тех пор, пока существа, живущие на Земле страдают.

Ваджра закрепляет сознательный уровень энергии Просветления в теле.

Ваджра - «молния» символ Просветления, Мгновенного озарения. Воплощает мужское начало мира выступает в паре лотосом. Освобождение, Просветление, совершенный покой. Освобождение от иллюзий материального мира, освобождение от тела и перевоплощений, совершенное исцеление.

 

 

1) Цель (краткий курс символики в тибетской живописи по написанию тханки). Корни тибетского искусства уходят в традиции культуры Древней Индии. Его формирование связано с великими достижениями культуры, антропологии, медицины, астрономии, математики, геометрии, логики и философии в едином духовно-нравственном комплексе. Характерной чертой индийского канона является знание анатомии человеческого тела и прославление его одухотворенной земной красоты

В живописи тханки нет центрального, объединяющего всю композицию освещения. Каждый объект прозрачная лучезарная форма, как бы освещается изнутри. Поэтому вначале все объекты тонируются, без признаков света и тени, потом наносится тень от контура к центру, все менее насыщенным раствором. При этом контур может быть совсем независимым светом. Это может быть и дополнительный цвет и просто более насыщенный цвет от того, которым делалась заливка.

Вовлеченность в процесс создания тханок предполагает высокий уровень художественного мастерства, которое приходит постепенно, с годами практики рисования и медитации. Как и рисование тханок, так и другая деятельность, связанная с этим искусством является практикой Дхармы. Поэтому все, что изображается на тханках имеет символический смысл, связанный непосредственно с определенными аспектами учения Будды.