Энциклопедия» — шедевр высокой культуры Просвещения

Было время, когда это издание многим заменяло учебники и даже библиотеки, ибо представляло собой не что иное, как свод новейших знаний и идей эпохи Про­свещения. А начиналось это, одно из самых замечательныхтворений в истории чело­вечества, весьма скромно: с намерения перевести на французский язык состав­ленную англичанином Эфраимом Чэмберсом «Энциклопедию, или Всеобщий сло­варь ремесел и наук».

Контракт был уже подписан, однако к концу 1745 года парижский издатель и книготорговец Андре Франсуа Ле Бретон поссорился со своими зарубежными партнерами, правда, вскоре подыскал новых. Ре­дактор стали Дени Дидро и Жан Ле Роне Д'Аламбер. Мы не знаем, кому в точности принадлежала идея отказаться от публи­кации слегка измененной версии англий­ского словаря и подготовить самостоятель­ное издание. Но именно Дидро и Д'Аламбер придали своей «Энциклопедии» («En­cyclopedic ou Dictionnaire raisonne des Sci­ences, des Arts ct des Melriers» — «Энцик­лопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел») тот полемический запал, который сделал ее не только спра­вочником, но и манифестом эпохи Про­свещения. Ни разу со времени появления «Исторического и критического словаря» Пьера Бейля (1695—1697) ни одно спра­вочное издание не вызывало во француз­ском обществе столь больших споров.

С 1751 по 1757 год Дидро и Д'Аламбер подготовили семь томов. Им приходилось самим писать множество статей и, кроме того, заказывать материалы у других авто­ров, К серьезным творческим и организа­ционным трудностям добавились цензур­ные преследования: слишком смелы ока­зались суждения некоторых авторов. В 1752 года правительство даже приостано­вило публикацию на несколько месяцев. Со временем все настойчивее звучали об­винения Дидро и Д'Аламбера в том, что они распространяют опасные идеи. Не выдержав нападок, в начале 1758 года Д'Аламбер прекратил редактирование «Энциклопедии».

Выход в июле 1758 года тут же запре­щенного атеистического трактата «Об уме» Клода Адриана Гельвеция, известного друга и единомышленника энциклопедис­тов, послужил в марте 1759 года поводом для запрещения «Энциклопедии». Дидро оказался в Венсенском замке, знаменитой королевской тюрьме, впрочем ненадолго. Его арест был скорее исключением: мало кто из авторов «Энциклопедии», несмотря на ее скандаль­ную, с полицейской точки зрения, репу­тацию, всерьез подвергся преследованиям со стороны государства и церкви. Выпуск томов иллюстраций был официально раз­решен; полулегально продолжалась работа и над другими томами. Редактором оста­вался теперь один Дидро. Он пришел в ярость, узнав, что тайком от него Ле Бретон правил перед набором те статьи, ко­торые считал наиболее опасными

Наконец в 1772 году первое издание было в основном завершено; среди авто­ров «Энциклопедии», помимо Дидро и Д'Аламбера, были такие гении Просвеще­ния, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Голь­бах. Кроме того, статьи по конкретным областям знаний впервые в истории кни­гоиздания писали подлинные мастера и знатоки своего дела: скульптор Этьен Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, художники, грамматики, естество­испытатели и многие другие. Разумеется, факты порой излагались по­верхностно, встречались и явные ошибки, но в большинстве случаев статьи были ос­новательными и отражали новейший уро­вень знаний. Некоторые материалы ока­зались подлинно новаторскими. Вряд ли какое-либо еще справочное издание XVIII века могло гордиться такой всеобъемлю­щей характеристикой торговли и ремесел, какая была дана в «Энциклопедии», а также столь серьезным вкладом в станов­ление экономической науки.

Что касается проблем религии и церкви, то единого подхода к ним в издании не существовало. Одни авторы придержи­вались католицизма, другие - протестан­тизма, деизма или скептицизма. Однако преобладавшая в «Энциклопедии» терпи­мость в вопросах веры не исключала кри­тики библейских истин и религиозных предрассудков, насмешек над обрядами и духовенством, призывов к отделению цер­кви от государства и даже высказываний в пользу материализма.

И все же создатели «Энциклопедии» меньше всего помышляли о подготовке социального взрыва. В статьях на политические темы ни одной форме правления не отдавалось предпочтения, а похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что республиканская организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи, а точнее их авторы, поддерживали ограни­ченную монархию, другие - абсолютную королевскую власть, в которой видели гаранта всеобщего благоденствия Тем не менее, подданные наделялись правом со­противляться деспотам, а короли должны были с готовностью подчиняться закону, проявлять религиозную терпимость и по­могать бедным «Энциклопедия» критико­вала образ жизни вельмож, однако при­знавала, что социальная иерархия необхо­дима для общественного порядка (статья «Роскошь» Жана Франсуа де Сен-Ламбе-ра). Другие авторы, провозглашая равные права для всех, соглашались, что приви­легии дворян в некоторых случаях вполне оправданы.

Энциклопедисты, подчеркивая огром­ную роль торговли в современной жизни и считая, что коммерсанты достойны вся­ческого уважения и участия в политичес­кой власти, были далеки от идеализации среднего класса. Буржуа критиковались за жадность и неудержимую тягу к приобре­тению должностей. Откупщики налогов и другие финансовые деятели старого поряд­ка признавались наиболее прожорливой и паразитической частью третьего сословия,

Энциклопедисты искренне желали со­действовать облегчению участи простого люда, повышению статуса ремесленников, ликвидации тяжелого подневольного тру­да, смягчению гнета барщины и воинской повинности. И все же они не призывали к. установлению демократии во Франции. Критикуя многочисленные промахи и сла­бости властей, «Энциклопедия» обраща­лась именно к правительству, когда гово­рила о необходимости справедливого на­логообложения, реформы образования, Борьбы с нищетой. Она желала не покончить с французской монархией, а, скорее, усовершенствовать ее.

«Энциклопедия» распространялась бы­стро и широко. Более 4000 экземпляров первого издания мгновенно разошлись, хотя по цене оно было доступно только очень богатым людям. До 1789 года пос­ледовало еще пять изданий. Чем дешевле становилась «Энциклопедия», тем глубже проникала она к общество: от столичных салонов и академий — к провин­циальному дворянству, а затем к буржуа­зии старого порядка: рантье, нотариусам, учителям, то есть к тем, кому суждено было сыграть столь активную роль во Французской революции.