Материалы к учебному курсу
Истории театра, литературы и музыки
Западноевропейская литература 17-18 веков
(комментарии к биографии, творчеству писателей и задания к семинарам)
Составитель Шатина Л.П.
Западноевропейская литература 17-18 веков — часть культуры эпохи. Философия, эстетика, стиль времени стали общими для гуманитарных наук и всех видов искусств Западной Европы. 17-18 века— эпоха возникновения новой художественной системы: впервые появляются теоретически осмысленные самими художниками литературные методы и стили. Классицизм, барокко, сентиментализм, реализм — вот те методы, которые объединили воедино и сформировали формы, жанры, темы и литературного героя новой эпохи.
Попробуем понять эпоху, ее традиции, культуру и быт через освоение художественных произведений писателей той поры.
Промежуточный и итоговый контроль должен показать знание студентами художественных текстов и их понимание, способность анализировать художественный текст.
В освоении курсы важны три составляющие:
1 — чтение художественных текстов,
2 — разбор текста с точки зрения поэтических законов,
3 — систематическое выполнение заданий к лекционным темам.
Наши занятия завершатся экзаменом, билеты к которому вы можете уже сейчас увидеть в конце этой книжки. Но можно получить экзаменационную оценку по курсу Зарубежная литература 17-18 вв. и без экзамена, автоматом, как говорят студенты.
Для этого нужно:
1 — посещать все занятия;
2 — прочесть рекомендуемую художественную литературу;
3 — активно участвовать в работе семинара;
4 — постоянно выполнять задания, предложенные преподавателем.
С содержанием курсаЗападноевропейская литература 17-18 веков вы можете познакомиться, прочитав эту книжку. Использован материал «Исторического лексикона. 17 век, 18 век». М.: Знание, 1997, 1998.
Объем дисциплины «История зарубежной литературы»
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Итого | ||
Вид итогового контроля | Зачет |
Тематическое содержание курса
1. Культурно-исторический контекст развития зарубежной литературы XVII века. «Переходный» 17 век. «Пестрота» политической, идеологической и эстетической карты Европы 17 века. Особенности национальных культурных традиций. Периодизация эстетического развития и специфика проблематики. Основные стили эпохи.
2. Классицизм в искусстве и литературе. Эстетика классицизма. Франция. Роль государства и философии в становлении и развитии классицизма. Нормативность жизни и поэтики: рационализм в философии, ритуальность общественной и частной жизни; высокий и низкий стиль (язык – литературный и диалектный, жанр – высокий (ода, поэма, трагедия) и низкий (фаблио, комедия). «Поэтическое искусство» Буало. Влияние творчества Ф.Малерба на формирование французского национального языка.
3.Культурно-исторический контекст творчества П.Корнеля. Формирование классицистической драмы: «Иллюзия» и «Сид». Разбор трагикомедии «Сид», полемика вокруг «Сида». Принцип героического в трагедии Корнеля: «Гораций», «Цинна».
4. Герой трагедии П.Корнеля в «Сиде», «Горации», «Цинне».
5. Принцип трагического в трагедии Ж.Расина: культурно-исторический контекст, своеобразие природы трагического конфликта в классицизме Расина. Разбор трагедий «Ефигения в Авлиде», «Андромаха».
6.Своеобразие расиновского героя, психологизм: «Расин — французский Достоевский». «Федра». Интерпретация античного сюжета у Еврипида «Ипполит», Сенеки «Федра», Расина «Федра», Цветаевой в поэтической драме «Федра».
7. Французская «высокая» комедия Мольера. Специфика комического в творчестве Мольера: фарсы Мольера «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»
8.Своеобразие персонажей мольеровских пьес. От амплуа к характеру.Журден, Тартюф, Дон Жуан.
9. Испанская литература XVII века. Культурно-исторический контекст испанской литературы. Господство барочной эстетики. Поэтика, стиль, авторы, темы, герои. Испанское искусство, его связь и разрыв с католичеством. Кальдерон. Комедии «плаща и шпаги»; трагедии, «Жизнь есть сон» и др.. 10.Английская и немецкая литератураXVII века. Общественно-политическая и религиозная борьба. Роль Тридцатилетней войны в истории Европы. Протестантизм, христианство, католицизм. Дж. Мильтон «Потеряный рай» и Г.Гриммельсгаузен «Затейливый Симплиций Симплициссимус» в развитии жанров поэмы и романа.
11. Эпоха Просвещения. Идеология, философия, социальные и эстетические идеи. Ведущие литературные направления: «просветительский реализм», сентиментализм-предромантизм. Взаимодействие европейских литератур.