В Интернет

Особенности информационных правоотношений

 

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернет.

Первая группа— те, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернет, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами первой группывыступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения, другого оборудования, составляющего инфраструктуру Интернет.

Вторая группа— субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернет, предоставляющие услуги по подключению к Интернет (как бы «генераторы» информации, информационных продуктов и услуг). В число субъектов второй группывходят специалисты, производящие исходную информацию, формирующие информационные ресурсы (наполняющие информацией базы данных, входящие в состав Интернет) и предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляющие возможность потребителям подключиться к Интернет и пользоваться его возможностями самостоятельно.

Третья группа— потребители информации из Интернет, то есть все то множество субъектов, которые подключаются к Интернет для получения необходимой им информации и используют ее в собственной деятельности.

Основными объектами,по поводу которых возникают информационные отношения в Интернет, являются:

- программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

- информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

- доменные имена;

- информационные права и свободы;

- интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

- информационная целостность и информационный суверенитет государства;

- информационная безопасность.

Информационные объекты в Интернет обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях. Наиболее типичным примером здесь может служить доменное имя, предоставляемое для именования сайта (области памяти в Интернет для размещения информации и информационных ресурсов) и обозначения адреса этого сайта в Интернет.

Доменное имя (domain name) происходит от английских слов domain (владение, имение, территория, область, сфера) и name (имя, название), то есть адрес области памяти в среде Интернет, точно идентифицирующий субъекта, которому принадлежит этот сайт и все содержание этого сайта. Наличие двух одинаковых доменных имен в сети не допускается. И в этом главный смысл регистрации доменных имен в Интернет.

Что же такое доменное имя с юридической точки зрения? Во-первых, это адрес (аналогично почтовому адресу в материальном мире) размещения информационного ресурса в Интернет. Как и в случае почтового адреса, здесь должно выполняться требование его уникальности, неповторимости. Это требование достигается регистрацией доменного имени. И в этом смысле безразлично, какое смысловое содержание закладывается в доменное имя. Оно может состоять из любого набора букв, цифр, знаков и других способов обозначения адреса. Однако, если в реальном материальном мире содержание адреса (его написание) не имеет существенного значения, то в виртуальном пространстве, как оказалось, этот факт имеет огромное значение. Практика последних лет подтверждает это. Так, хорошо известны судебные дела, рассматривающие споры о правомерности применения в качестве доменного имени товарных знаков, фирменных наименований, других подобных обозначений.

Конечная цель распространения информации — это доведение ее содержания до потребителя. В материальном мире под распространением информации понимаются активные действияконкретного субъекта, направленные на доведение содержания информации до ее потребителей. Причем информация может распространяться как по указанным заранее конкретным адресам (например, по обычной почте), так и в результате направления ее неопределенному кругу лиц (массовая информация по радио или телевидению). Такой способ доведения информации до ее потребителя можно назвать активным распространением информации.

В виртуальном пространстве наряду с активным распространением информации широко применяется пассивное распространение информации,когда субъект, желающий довести свою информацию до определенного (или неопределенного) круга лиц, размещает информацию на своем сайте и ожидает обращения к ней потребителей. Причем такое распространение обеспечивается не только размещением информации на сайте, но также и включением доменного имени в соответствующие глобальные информационно-поисковые системы (Апорт, Рамблер, Яндекс и др.), что повышает вероятность доведения его содержания до потенциального потребителя.