Функции решения в методологии и организации процесса управления

Решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле – это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

Одни авторы относят принятие решений к числу функций менеджмента, а другие причисляют принятие решений к связующим процессам, к которым также относят и коммуникацию (процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация). Связующий процесс –действия, связывающие основные управленческие функции в единый процесс управления (см. рис.1.2).

Принятие решений присутствует и необходимо при осуществлении всех управленческих функций, т.к. каждая из них требует разработки возможных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Например, при планировании принимаются плановые решения, при организации – организационные решения, при регулировании – оперативные решения. Этим определяется особая роль принятия решений в процессе управления. По образному выражению, функции управления зависят от принятия решений, как язык зависит от словаря и грамматики.

Иногда принятие решений трактуют широко, включая такие этапы как исполнение решений, контроль и анализ результатов. Узким определением принятия решений является выбор наилучшего решения из множества альтернативным вариантов. Принятие решений, в общем, представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения – действия по устранению проблемной ситуации.

 

В практике менеджмента понятие «проблема» используется для обозначения имеющегося или ожидаемого разрыва между желаемым состояние системы и ее фактическим состоянием. Таким образом, необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы является импульсом УР.

Управленческое решение –это:

- план ликвидации проблемы;

- обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, либо, наоборот, воздержаться от них, связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем;

- результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора наиболее предпочтительной альтернативы из множества имеющихся вариантов (целей, способов, сотрудников, оборудования и др.).

Принятие УР – это выбор альтернативы ради достижения целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции. Принятию УР предшествует разработка УР, включающая анализ, прогнозирование, формирование, оптимизацию, экономическое обоснование множества допустимых альтернатив достижения поставленной цели.

Будем считать процесс принятия решений, состоящим из следующих укрупненных этапов:

1) постановка задачи;

2) формирование вариантов решения;

3) выбор оптимального решения.

Принятие решений происходит при следующие условиях:

· наличие цели;

· наличие альтернативных вариантов решений;

· наличие факторов, ограничивающих решения и касающихся:

1) экономических ресурсов (время, финансы, трудовые ресурсы, производственные возможности);

2) технических требований или условий (например, технические характеристики объектов: габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и др.);

3) социальных, нравственно-этических требований.

Таким образом, задача принятия решений возникает в том случае, когда есть цель, возможны различные способы ее достижения и имеются ограничения.

Функции УР проистекают из задач, стоящих перед менеджером. При разработке УР для решения проблемы менеджер должен отвечать на следующие вопросы:

· для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

· что делать (какие новые потребности удовлетворять, либо на каком новом качественном уровне удовлетворять старые потребности);

· как делать (какую технологию использовать);

· с какими затратами;

· в каком объеме;

· в какие сроки;

· где делать (в каком месте, в каком производственном помещении и т.д.);

· кому поставлять товар и по какой цене;

· что получат инвестор, производитель, потребитель и общество в целом.

Эффективность управления, в общем случае, определяется двумя основными факторами:

1) качеством разработанного и принятого решения;

2) качеством реализации принятого решения.

Считается, что качество принимаемых решений является среди этих факторов определяющим. Развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающий объем, сложность и неопределенность информации делают процесс выработки и принятия УР тем «узким местом», которое наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути деятельности.