Представление результатов исследования целевой аудитории

Основная задача создания презентации – это демонстрация Ваших идей перед различными категориями слушателей. В зависимости от категории слушателей должны меняться цели и задачи создания презентации, а соответственно, и ее содержание. Презентация должна иметь четкую, логическую структуру.

Презентация – это один из самых эффективных методов представления результатов научных исследований, и естественно что она имеет определенную технологию подготовки и проведения. Успех презентации в очень большой степени зависит от того, насколько точно Вы сможете представить себе, что и в какой последовательности будет происходить во время ее проведения, кто будет слушать Вас, что Вы будете отвечать оппонентам или слушателям, что станете им показывать и как хотите выглядеть перед ними. Подготовка к проведению презентации начинается с ее планирования. Чтобы разработать успешный план, необходимо ответить себе на ряд вопросов:

- Каковы ваши цели?

- Кто ваши слушатели? Они обладают практическим опытом и знаниями в области, которой посвящено ваше будущее выступление?

- Какова численность слушателей Вашего выступления?

- Будут ли другие докладчики выступать с сообщениями, подобными вашему?

- Сколько времени отведено на Ваше сообщение?

- Как вы планируете начать и закончить свое выступление?

- Как вы планируете структурировать Вашу презентацию и какие средства ресурсно-информационного обеспечения Вам потребуются?

- Определить круг вопросов, которые могут заинтересовать аудиторию и потребовать дополнительного обсуждения?

Презентацию для немногочисленной группы участников целесообразно проводить, расположив всех ее участников за одним столом, особенно, если предполагается общее обсуждение. Планируя расстановку стульев для участников необходимо обеспечить комфортную видимость экрана презентации для всех участников одновременно.

Проведение презентаций в больших залах требует еще более тщательной подготовки. Многолюдные мероприятия, обычно носят официальный характер, и ваш успех в гораздо большей степени зависит от того, насколько правильно будет организована общая работа. Готовясь к «большой» презентации, необходимо проконсультироваться с организаторами и согласовать свое выступление техническим персоналом.

Готовя презентацию, необходимо помнить, что на первом плане – выступающий, а не демонстрационные средства. Цель демонстрационных средств – поддержать объяснение, дополнить его, а не дать объяснение.

Например, слайды.

- концентрируют внимание;

- помогают изменить ритм сообщения, вносят в него разнообразия и т. д.

- обеспечивают визуальную поддержку вербального объяснения;

- демонстрируют то, что невозможно описать вербально (график, диаграмма, исследуемые объекты или процессы микро- и макромира и др.)

- с их помощью можно преподнести больший объем информации за более короткое время.

Но презентация в целом потеряет свою эффективность, если полностью положиться только на демонстрационные средства в попытке передать Ваше сообщение.

И так рассмотрим алгоритм подготовки к выступлению. Вам необходимо:

1. Подготовить текст выступления.

2. Подготовить краткий конспект презентации, который вовремя подскажет Вам что сказать, что сделать и когда это нужно сделать.

3. Прорепетировать Ваше выступление. Необходимо максимально воспроизвести условия вашей будущей презентации:

- репетиция в том же самом помещении (если возможно);

- использование тех же самых программно-аппаратных средств;

- повторение тех же самых движений и жестов;

- произнесение тех же слов;

- контроль соблюдения регламента.

При подготовке демонстрационного материала необходимо соблюдать ряд частных требований, обеспечивающих его более эффективное восприятие аудиторией с большого экрана.

1. Очевидность содержания является общим требованием, которое обеспечивает доступность восприятия материала, уяснение главного и исключает возможность различного толкования демонстрируемого материала. Она достигается четким выражением логики построения материала.

2. Фрагментарность материала. На предъявляемом для обозрения слайде должен быть помещен материал только по одному логически законченному вопросу, на котором необходимо сосредоточить внимание аудитории. Нельзя перегружать зрительное поле наглядным материалом по нескольким отдельным вопросам. Это рассеивает внимание Вашей аудитории и неизбежно приводит к уменьшению масштаба главного изображения.

3. Недопустимость перегрузок зрительного поля избыточной информацией. Многочисленные эксперименты показали, что наглядный информационный материал оправдывает свое назначение только в том случае, если он содержит не более девяти элементов. В противном случае материал оказывается трудным для восприятия и конспектирования, поэтому необходимо разделять сложные схемы или рисунки на части и демонстрировать их последовательно.

4. Применение цветовой гаммы. Для лучшего различия смежных деталей их необходимо окрашивать в разные цвета. Главные элементы – в наиболее яркие тона. Движущиеся элементы следует изображать в красных тонах. Во всех случаях фон должен быть светлым или прозрачным. Заполнять цветом ячейки блок-схем, если в ней имеются надписи, не следует, так как это приводит к снижению контрастности и, следовательно, читаемости текста. Достаточно обвести цветом контуры ячейки.

5. Высокая контрастность изображения. Все линии должны быть четкими, достаточной толщины, даже с отступлением от ГОСТа, иначе они окажутся неразличимыми с больших расстояний рассматривания.

6. Полное использование площади кадра обусловлено необходимостью получения наибольшего масштаба изображения элементов наглядного материала и текста.

7. Минимум текста. Если кадр занят большим текстом, не остается места для наглядного материала. Основное место в кадре должно занимать наглядное изображение, текст дается по необходимости, и короткий.

Невыполнение хотя бы некоторых из этих требований может привести к снижению эффективности наглядного материала и нецелесообразности его демонстрации.