ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ИНДЕЙЦЫ?

В настоящее время существует много разногласий в отношении того, к какой древней семье принадлежали самые первые поселенцы американского материка, и причина этих разногласий заключается в основном в невозможности доказывания имеющимися объективными историческими средствами принадлежность племен, населявших в древности континенты Северной и Южной Америки, к какой-либо известной этнической группе. Выдвигались мнения о том, что возможными предками индейцев стали австронезийцы, протокитайцы или прототибетцы, пришедшие на северный материк со стороны Евразии за тысячелетия до нашей эры в то время, когда участок суши, соединяющий тогда материки, так называемый "Берингский мост", был еще пригоден для пешего перехода. Из потомков индейцев сохранились представители не всех древних племен, поэтому генетический анализ не всегда дает точные результаты, но приблизительным ареалом прародины индейцев считают Алтай.

В отличие от культуры Древнего Рима и Греции, культура индейцев отличалась монотонностью и буквальностью, хотя она и не была лишена элементов символизма, свойственных абстрактному мышлению. То, что индейские цивилизации Нового Света на протяжении тысячелетий существовали практически изолированно и независимо географически, генетически и социально от государств Старого Света, возможно и обусловило их отставание в интеллектуальном развитии, более примитивное и наивное восприятие мира. Интересным фактом в подтверждение этому является то, что индейцы к моменту колонизации так и не додумались до изобретения колеса и всего, что с ним связано. Тем не менее, по иронии совпадения, или по провидению, в доколониальных памятниках индейской культуры нашли отражение будущие трагические события порабощения и уничтожения индейцев в 16-17 веках, когда из-за их массовой гибели на островах Карибского моря от непосильного рабского труда и по причине резкого сокращения их численности на материке, им на смену пришли рослые чернокожие люди, так похожие на тех, кого изображали предки индейцев в виде гигантских каменных изваяний под названием «головы африканцев» (рисунок на странице 3). Невольно вспоминается древняя заповедь «не сотвори себе изображения...». Изображения в индейской культуре приобретали новый смысл в контексте их связи с остаточными представлениями тотемизма, свойственными древним племенам. Использование американскими племенами гербов и фамильных знаков, тотемов, на одежде и на жилище перекликается с практикой австралийских племен аранда, которые использовали овальные камни, чуринги, покрытые схемами и символами, соответствующими тотему, и считали, что чуринги имеют таинственную связь с определенным тотемическим предком. Гигантские монолитные головы, возведенные ольмеками, предками индейских племен майа, вероятно не имеют отношения к тотемическим верованиям индейцев, а служат другой цели. Обыкновенный человек на фоне такой головы казался маленькой фигуркой лилипута. Некоторые исследователи считали «головы африканцев» портретами жителей некогда исчезнувшей цивилизации Атлантиды, хотя созерцание этих скульптур скорее всего напомнит об упоминании в Библии «сильного» народа исполинов.

Самих себя, впрочем, ольмеки изображали в гораздо менее устрашающем размере, но с неизменно монотонными чертами лица и в загадочно одинаковом сюжете: человек с узким разрезом глаз и широким носом мелкого телосложения сидит, скрестив ноги в позе, похожей на позу "лотоса", и держит на руках младенца; рот человека полураскрыт, уголки губ опущены вниз (рисунок ниже).


Черты лица гигантской "негритянской" головы из камня резко контрастируют с азиатскими чертами лица ольмекской фигурки "человека с младенцем". Ольмеки отчетливо разграничивали две расы или две семьи. Точность, с которой они обозначали принадлежность людей к той или иной расовой группе, монголоидной или негроидной, не оставила ни тени сомнения в реальности существования изображенных ольмеками людей в те древнейшие времена, хотя все же остается неясной цель их искусства. Никаких вещественных упоминаний о европейцах в древнейший доколониальный период ольмеки не оставили, что говорит об их длительной изолированности от европеоидной расы. Монументальность искусства древних цивилизаций требовала значительных усилий и времени и в основном удовлетворяла потребностям правителей древнейших государств в защите и сохранении их тел как во время их жизни, так и после смерти. Что отличает искусство древних ольмеков, сопоставимое по древности с египетскими цивилизациями, - это обилие монументальной скульптуры, что может свидетельствовать об имеющемся тогда общении древнейших американских племен с представителями афроазийской этногруппы, заселявшими северную часть африканского материка за несколько тысячелетий до нашей эры. Тем не менее, по форме индейские пирамиды больше напоминают шумерские зиккураты с лестницей, а также древнейший из них Этеменанки, по-шумерски "Дом основания небес и земли", который и считают "Вавилонской башней". Причина возведения зиккуратов до конца не изучена, но существует мнение, что они воздвигались в память о прошлом месте пребывания шумеров или о их прародине, а вполне возможно о событии, которое стало ни с чем не сравнимым потрясением для них как, например, событие, описанное в библейском сказании о "Вавилонской башне". На рисунке ниже изображена Пирамида Кецалькоатля. Кецалькоатль — это Пернатый змей у племен науа, который еще назывался у племен майа — Кукульканом. От самого Храма Кецалькоатля почти ничего не осталось, кроме основания. Известно, что он был украшен изображениями бабочек и Пернатого змея. Пирамиды индейских племен майа, потомков племен ольмеков, также были похожи на шумерские зиккураты. Несмотря на внешнее сходство архитектуры пирамиды с архитектурой зиккуратов, археологи обнаружили, что при строении Храма Кецалькоатля было принесено в жертву 134 человека. Жертвоприношения при закладке и строительстве зданий были не редкостью в Древнем мире. Иногда после гибели великого правителя вместе с ним хоронили всех его слуг и подчиненных. Личные вещи, принадлежавшие при жизни человеку, обычно хоронили вместе с телом. Таким образом еще в глубокой древности устанавливалось негласное правило: никто не может использовать личные вещи умершего, что в наше время возможно звучит как суеверие.

 

 


Скульптуры древних индейцев по стилю поразительно схожи с шумерскими скульптурами так, что иногда кажется, что их слепил один и тот же человек (на рисунках ниже: три шумерские скульптуры на одном и ольмекские фигурки на двух других рисунках).


Размер и форма стоп изображенных людей очень схожи, как и сама форма ног. Верхняя часть тел обнажена, видны покатые объемные плечи и некоторое сужение туловища к низу от грудной клетки. Нижняя картинка могла бы стать ключом к разгадке тайны возникновения Стоунхенджа в графстве Уилтшир Великобритании.

Таким образом, прослеживается связь между индейцами и самым загадочным из древнейших народов, шумерами, что делает исследование истории Америки в свете отношений с индейскими племенами особенно интересным.

 

Источники:

  1. Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика. - М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2007. - 392 с.: ил. - (Сокровенная история цивилизаций).
  2. Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки. - М.: Вече, 2008. - 448 с. : ил. - (Terra Historica).
  3. История древнего мира: Восток, Греция, Рим / И.А. Ладынин и др. - М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. - 576 с. - (Высшее образование).
  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1976. - 575 с.
  5. Деревенский Б.Б. Древняя Месопотамия. - Спб.: «БКК», 2007. - 80 с.
  6. Электронные источники Интернет.