Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

1. Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный Характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

• в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;

• в области административного управления - учреждение и упразднение государственных должностей;

• в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, воз­буждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;

• в области военных дел - издание ежегодных постановлений о чис- | ленности и составе вооруженных сил, определение «х денежного содер­жания, объявление войны;

• в области внешних отношений - ратификация договоров с ино­странными государствами.

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров:

• руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

• утверждать назначение высших чиновников;

• возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Нацио­нальным собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность ко­торых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правитель­ства, король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Националь­ное собрание.

3. Судебная система предусматривала создание:

• Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

• суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

• кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесен­ные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены толь­ко в случаях совершения преступления и в строго установленном по­рядке.

Вопрос 5. Жирондистская республика. (Первая республика).

Якобинская республика.

В 1792 году на политическую борьбу во Франции начинает оказывать ощутимое влияние внешнеполитическая обстановка. Оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монархий. Королевский двор оказался в центре монархического заговора и подталкивал страну к войне.

В это время возрастает значение Парижской коммуны - органа самоуправления столицы. Она состояла из представителей секций (административных единиц) Парижа. Каждая секция посылала в Коммуну трех выборных депутатов.

10.08.1792 г. парижане, руководимые Коммуной, поднялись на вооруженное восстание. Власть фельянов была свергнута, Людовик XVI арестован. Конституция 1791 г. потеряла силу. Высшим органом власти объявился Национальный конвент, который должен был быть избран на основе нового избирательного права. Выборщиками могли быть все французы от 21 года, живущие в данной местности в течение одного года, имеющие доходы или трудовой заработок и не находящиеся в личном услужении.

Правительство, состоявшее из министров короля, было смещено. Вместо него учрежден Временный исполнительный совет, состоящий в основном из жирондистов.

Однако жирондистское правительство не решило важнейший вопрос революции - полная ликвидация феодальных отношений в деревне. Крестьянские восстания не затихали. Обострилась продовольственная проблема. В марте 1793 года вспыхнул роялистский мятеж в Вандее. Положение жирондистов стало критическим.

Якобинская республика.02.06.1793 г. правительство жирондистов было свергнуто якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской Коммуны. 03.06.1793 г. якобинский Конвент принял закон о льготной продаже крестьянам земель, конфискованных у короля, дворян-роялистов и церкви.

Законом от 17.06.1793 г. были безвозмездно ликвидированы все феодальные земельные права и платежи. Освобождение крестьян от феодальных повинностей, распродажа национальных земельных фондов, раздел общинных земель привели к появлению в деревне многочисленного класса мелких земельных собственников, составивших оплот нового буржуазного строя во Франции.

Декларация прав человека и гражданина 1793 г. воспроизводила основные положения Декларации 1789г., но отличалась от нее большим демократизмом, более радикальным, в духе Руссо подходом к проблеме политических свобод и прав.

Декларация начинается с заявления о том, что "целью общества является общее счастье". Правительство должно обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме, деление граждан на активных и пассивных отвергалось.

Провозглашен более широкий круг демократических свобод:

свобода печати, слова, собраний (ст. 7);

свобода совести (ст. 7);

свобода заниматься каким угодно трудом: земледелием, промыслом,

торговлей (ст. 17);

право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32).

Обязанностью общества объявлялось обеспечение средств существования лицам, неспособным к труду. Запрещалось рабство и все виды феодальной зависимости.

Вносится важное уточнение в определение закона: "... Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу", "Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих". Закон - это выражение "общей воли" народа. Вместо понятий "нация" и "суверенитет нации" Декларация вводит понятие "народ" и "суверенитет народа".

Конституция 1793 г. Франция была провозглашена республикой. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальный конвент). Избирательными правами были наделены все граждане от 21 года, имущественный ценз отменен.

Обсуждение и утверждение законов объявлено делом народа: принятый Собранием законопроект рассылается всем первичным собраниям, которые образуются на местах (в коммунах) в составе 200-600 граждан. Если спустя 40 дней после рассылки проект получает одобрение большинства собраний, он становится законом.

Непосредственное управление вручалось Исполнительному совету. Собрание выборщиков каждого департамента назначало в совет по 1 кандидату.

Однако важнейшие положения конституции носили формальный характер. На деле постепенно складывается механизм якобинской диктатуры. Реальная власть сосредотачивается в руках чрезвычайных органов, созданных при конвенте. Это Комитет общественного спасения, Комитет общественной безопасности, специальные комиссии.

Комитет общественного спасения стал фактическим правительством революционной Франции. Во главе его стояли Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон.

Комитет общественной безопасности руководил борьбой с внутренней контрреволюцией. Ему было предоставлено право ареста всех лиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике. Он направлял деятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательных комитетов.

Очень велико было значение специальных комиссаров конвента, наделенных чрезвычайными полномочиями. Под их руководством проводились мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием и т. д. Часто комиссары брали на себя фактическое командование отдельными армиями.

В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась.

С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона.

Крайности якобинской диктатуры не отвечали интересам буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинская диктатура пала в результате переворота. К власти вновь пришла крупная буржуазия. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многие другие были казнены.

Вывод: Французская революция развивалась по восходящей линии. Ее наивысшей точкой стала якобинская республика. Якобинцы решили основной вопрос революции - уничтожение всех феодальных пережитков в сельском хозяйстве. Однако перерождение якобинской республики в диктатуру стало причиной ее падения.

Вопрос 6. Развитие государственного строя Франции в период с 1795 по 1814 гг.:

Директория (1795-1799); Консульство (1799-1804); Империя (1804-1814).

Термидорианская республика.Конституция 1795 г. Основным принципом государственного строя по новой конституции было представительное правление и разделение властей.

Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: Верхней - Совета старейшин и Нижней - Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин.

Устанавливались двухстепенные выборы. Вначале избиратели- мужчины от 21 года, уплатившие прямой налог и проживающие в одном месте не менее года, избирали выборщиков. Выборщики затем избирали членов Законодательного корпуса и высших судебных органов.

Исполнительная власть вручалась Директории в составе 5 членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот.

 

Первая империя.Нестабильная внутриполитическая обстановка в стране заставила термодорианцев искать опору в режиме военной диктатуры. 9-10 ноября 1799 года генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.

Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.

Правительство состояло из трех консулов, избираемых на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Конституция назначала первым консулом Наполеона Бонапарта. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат.

Законопроекты могли предлагаться только 1-м консулом. Государственный совет осуществлял редактирование этих проектов; трибунал их обсуждал; Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений; Охранительный сенат - утверждал. Все эти органы не имели самостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.

Существенно изменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали в выборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лица избирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась 1/10 часть по "департаментскому списку" и далее по "национальному списку". Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такая система получила название "представительство по плебисциту".

Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу.

В 1802 году Бонапарт был объявлен императором пожизненно с правом назначения себе преемника. Армия, полиция, бюрократия, католическая церковь стали рычагами императорской власти.

В 1810 г. была введена судебная система, просуществовавшая без принципиальных изменений почти 150 лет. Первая инстанция - это мировой судья (по уголовным делам он осуществлял функции суда простой полиции). Вторая инстанция - суд первой инстанции по гражданским делам (в области уголовных дел они выступали в качестве судов неправительной полиции). Это был коллегиальный суд, но действовал он без присяжных заседателей. Третьей инстанцией являлись апелляционные суды с отделениями по гражданским и уголовным делам. В составе апелляционного суда образовывался также суд присяжных. Возглавлял всю систему высший кассационный суд. Были созданы также специальные суды: военные, коммерческие и др. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Воинственная наполеоновская империя рухнула в 1814 году.

Вопрос 7. Вторая и третья республики во Франции.

Легитимная монархия.После поражения империи во Францию хлынули дворяне-эмигранты. Была восстановлена монархия Бурбонов. Однако полная реставрация прежнего режима была уже невозможна. Король Людовик XVIII вынужден был согласиться на введение конституционного правления. Оно было оформлено Хартией в 1814 году.

Королю вручалась вся полнота исполнительной власти. Он назначал на все должности в государственном аппарате, армии, полиции и суде, обладал правом издания указов и законодательной инициативы, право вето.

Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Королю принадлежало право пожалования титула пэра. Пэрами по праву рождения были члены королевской семьи и принцы крови.

В выборах в палату депутатов могли участвовать лица, достигшие 30-летнего возраста и уплатившие не менее 300 франков прямого налога. Избранными могли быть лица от 40 лет, уплатившие не менее 1000 франков прямых налогов.

Июльская монархия.Монархическая реакция достигла своего апогея в 1830 году, когда правительство решило упразднить конституционный строй, установленный Хартией 1814 года, и распустить палату депутатов. В июле 1830 года в Париже вспыхнуло восстание. Король Карл X бежал. Новым королем был провозглашен Луи-Филипп Орлеанский - ставленник крупной финансовой буржуазии. Новый режим закрепила Хартия 1830 года. Ее отличие от Хартии 1814 года в следующем:

- законодательная инициатива вручена обеим палатам и королю;

- понижен имущественный и возрастной ценз: пассивное избирательное право - 30 лет, 500 франков; активное избирательное право - 25 лет, 200 франков.

Вторая республика.Социальная база монархии была очень узкой. Недовольство большинства населения стало причиной новой революции. Зимой 1848 года в Париже вспыхнуло восстание. Луи-Филипп отрекся от престола. Было сформировано Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Весной 1848 года состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять новую конституцию.

Конституция 1848 года установила следующие принципы государственного строя:

республиканская форма правления;

разделение властей;

представительное правление.

Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание, избираемое на 3 года. Ему вручалось исключительное право принятия законов, бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров, право амнистии.

Главой исполнительной власти стал президент, избираемый на 4 года. Под его началом была армия, полиция, административный аппарат. Он назначал и смещал министров, военачальников, префектов, губернаторов колоний и др. высших должностных лиц. Президент был независим от парламента, т.к. выбирался избирателями от департаментов, а не Национальным собранием.

Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. В качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. В его компетенцию входило рассмотрение законопроектов и надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на 6 лет.

Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирать могли все французы от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть лица от 25 лет.

Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам. Органы центрального и местного управления не изменились.

Президентский переворот и Вторая империя.В конституции 1848 года не было необходимых противовесов на случай возможного конфликта конституционных властей. Ст. 68 предусматривала возможность в случае нарушения президентом Конституции лишения его полномочий и передачи исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной силой для этого. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Собрания, но зато мог сделать это силой. Так и случилось. В декабре 1851 года Луи-Наполеон при помощи войск разгоняет Национальное собрание. Конституция 1848 года упраздняется.

Государственный переворот закрепила новая Конституция 1852 года. По ней вся полнота власти передавалась в руки Президента. Ему подчинены все звенья государственного механизма: армия, жандармерия, полиция, административно-финансовый аппарат. Президент получил право назначать и смещать всех высших должностных лиц.

Законодательная власть осуществляется Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом совместно с Президентом.

Президент назначает членов Государственного совета, Сената и утверждает кандидатов в депутаты Законодательного корпуса. Право законодательной инициативы также принадлежало только президенту.

Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной, он избирался на 10 лет. Однако в ноябре 1852 года империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором под именем Наполеона Ш. В стране устанавливается военно-полицейская диктатура.

Лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, император пытается выступить посредником между ними, играя роль надклассового арбитра.

Крах наполеоновской империи предопределило поражение Франции в войне с Пруссией. В сентябре 1870 г. французские войска были разгромлены в решающем сражении под Седаном. Как только весть о поражении дошла до Парижа, там вспыхнуло народное восстание. В результате сентябрьской революции власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеоновском Законодательном корпусе. Франция была снова провозглашена Республикой.

Государственный строй Парижской коммуны и Третьей Республики.Поражение Франции в войне с Германией вызвало подъем патриотического движения в стране. Стали создаваться партизанские отряды в областях, занятых немцами. В тылу усилился приток добровольцев в Национальную гвардию (территориальное ополчение). В состав этих подразделений вступило большое число рабочих. Особенно это было заметно в Париже, где подавляющая часть городской Национальной гвардии (около 200 батальонов) составляли рабочие или группы, примыкающие к ним. Правительство было обеспокоено подъемом народного движения.

Революция 18 марта 1871 года. В ночь на 18 марта 1871 года отряд правительственных войск попытался захватить пушки парижской Национальной гвардии. Это должно было стать первым шагом на пути разоружения и подавления рабочих. Однако войска отказались стрелять в горожан. Началось братание солдат и народа. Правительство в панике бежало в Версаль. Власть в Париже оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.

Органы власти управления Коммуны.Парижская коммуна была государством диктатуры пролетариата. Высшим постоянно действующим органом нового государства стал Совет Парижской коммуны. Выборные члены Совета на демократически организованных заседаниях определяла политику коммуны по важнейшим вопросам, принимали законы.

Для претворения в жизнь принятых решений Совет организовывал из своего состава 10 специальных комиссий. Первая военная комиссия ведала вопросами вооружения, снаряжения и подготовки Национальной гвардии. Вторая продовольственная комиссия осуществляла снабжение города продовольствием. Третья комиссия общественной безопасности должна была вести борьбу со шпионажем, диверсиями, спекуляцией и т. п. Четвертая комиссия труда и обмена руководила общественными работами, должна была заботиться об улучшении материального положения трудящихся, содействовать развитию торговли, промышленности. В ведении комиссии юстиции находились судебные учреждения. Важнейшей задачей комиссии финансов являлась регулирование денежного обращения. В ведение комиссии общественных служб передавалась почта, телеграф, пути сообщения. Комиссия просвещения должна была ввести всеобщее обязательное бесплатное чисто светское образование. На комиссию внешних сношений возлагалось установление связей с отдельными районам страны, а при благоприятных условиях - с правительствами иностранных государств. Особое место занимала исполнительная комиссия. В ее функции входило координирование работ всех других комиссий и исполнение декретов коммуны.

Сохраняя представительный характер высшего органа государственной власти, Совет коммуны соединял в своих руках законодательную и исполнительную власть. Была введена демократическая система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти. Депутаты были ответственны перед избирателями и подотчетны им. В результате выборов, состоявшихся 26 марта 1871 года, подавляющее большинство Совета Парижской Коммуны составили рабочие или их представители.

Совет Коммуны был тесно связан с органами государственного управления на местах - окружными муниципалитетами. Депутаты Коммуны, избранные от определенного округа Парижа, возглавляли деятельность муниципалитета данного округа.

Комиссия юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы организации суда и процесса: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе. Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:

1. Общегражданские суды:

а) обвинительное жюри по делам версальцев;

б) палаты гражданского суда;

в) мировые суды.

2. Военные суды:

а) дисциплинарные суды в батальонах;

б) суды в легионах;

в) общеармейский военно-полевой суд.

Важное место в системе юстиции Коммуны занимала прокуратура, возглавляемая прокурором. Первоначально в ее задачу входило поддержание обвинения при рассмотрении дел в обвинительном жюри. Впоследствии политическая обстановка побудила значительно расширить круг деятельности прокуратуры: вместе с Комиссией общественной безопасности она участвовала в охране нового правопорядка от посягательств на него со стороны контрреволюции.

Все звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны. Он же являлся судом первой инстанции по наиболее важным делам. По отношению ко всем остальным судам Совет являлся судом высшей кассационной инстанции.

Государство Парижской Коммуны просуществовало чуть больше двух месяцев. Во второй половине мая версальцы, используя значительное превосходство в военной силе, ворвался в Париж. 28 мая 1871 года пала последняя баррикада коммунаров.

Третья республика.Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о будущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была вручена Национальному собранию, избранному еще в годы войны с Германией с единственной целью - санкционировать заключение мирного договора. Его состав был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии.