В СИСТЕМУ ПРАВИЛ.
ЕГО ОБЪЯСНЕНИЕ. ВКЛЮЧЕНИЕ
Лекция
Лекция№ 20
Лекция № 19
Лекция № 17
Лекция № 16
Лекция № 15
Лекция № 13
Лекция № 12
Лекция № 11
Лекция № 10
Лекция № 8
Лекция № 7
Лекция 5
Лекция№ 4
Лекция № 3
Лекция № 2
Лекция № 1
Введение................................................................................................................. 3
Начальные этапы истории языкознания....................................................... 9
Возникновение сравнительно-исторического языкознания................... 29
Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта....................................... 36
Развитие языкознания во второй половине XIX века............................... 48
Лекция№ 6
Психологическое направление в языкознании.......................................... 60
Языкознание конца XIX — начала XX в..................................................... 80
Казанская лингвистическая школа............................................................... 88
Лекция№ 9
Московская лингвистическая школа.......................................................... 103
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра............................................ 113
Зарубежное языкознание XX века.............................................................. 126
Отечественное языкознание в советский период.................................... 146
Язык как система.............................................................................................. 165
Лекция№ 14
Знаковые и незнаковые свойства языка.................................................... 176
Язык и речь........................................................................................................ 185
Язык и мышление............................................................................................. 193
Общественная природа языка...................................................................... 207
Лекция№ 18
Язык и история. Развитие языка................................................................... 217
Понятие лингвистического метода............................................................. 229
Описательный метод как аспект
исследования ярусов современного языка............................................... 238
Лекция№ 21
Сравнительный метод.................................................................................... 249
Лекция№ 22
Сопоставительный метод.............................................................................. 256
Лекция№ 23
Математические методы и приемы анализа языка................................ 271
Лекция № 24
Функциональный метод................................................................................. 289
Литература...................................................................................................... 302
Учебное издание
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕМУ ЯЗЫКОЗНАНИЮ
Учебное пособие
Подписано в печать 28.12.2005. Формат 60x84/16
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 18,3.
Тираж 3000 экз.
ООО «Освита Украины»,
04213,г. Киев, ул. Малиновского 11, к.25.
Свидетельство о внесении в Государственный реестр издателей
ДК № 1957 от 27.09.2004 г.
Тел./факс (044) 418-46-74; 331-45-38; 237-59-92
E-mail: osvita2005@ukr.net
Издательство ООО «Освита Украины» приглашает авторов, научных работников к сотрудничеству по выпуску актуальных изданий для высшей школы. Предоставляем все виды издательских и полиграфических услуг. Самые короткие сроки (от одного дня), любые тиражи, низкие цены, отменное качество!
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО,
Цели:
- дать понятие «орфографическое правило»;
- раскрыть этапы работы с орфографическим правилом на уроке;
- дать образец урока введения орфографического правила.
Литература:
1. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // Начальная школа. – 199 . - №3.
2. Лишнее орфографическое правило. // Начальная школа. – 1996. - №4.
3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. , Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
4. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.
Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов (Д.Н.Богоявленский).
Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы.
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом, поэтому орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики и может идти либо от целого к частному, либо от частного к целому.
Объяснение орфографических правил.
Прежде чем приступить к объяснению правила, надо обеспечить правильное и активное восприятие материала, подлежащего объяснению. Для этого используются различные виды работы, направленные на участие в процессе различных видов памяти, поэтому участвуют наглядные пособия, речь учителя, которая должна быть ясной и отчетливой, являющаяся литературной нормой, чтобы не было ни малейшего искажения в формировании нового понятия.
Первым этапом в работе учителя является после объявления темы занятия объяснение.
Объяснить то или иное правило – значит прежде всего показать, на какое грамматическое явление можно опереться при установлении данного правила.
Например, объяснить правописание окончаний Р., Д., П. сущ. 1 склонения – значит показать, что безударные окончания надо писать так же, как ударные.
Чаще всего ошибка возникает от непонимания правила, а это в свою очередь объясняется незнанием грамматики, т.е. не разбирается в ударении, не различает гласные и согласные, не отличает одну часть речи от другой и т.д.
Таким образом, под руководством учителя, который умело ставит вопросы, ученики наблюдают, делают разбор, сравнивают, т.е. добывают факты, составляют свои рассуждения, на их основе делают вывод, подходят к правилу.
Теперь учащиеся подготовлены к тому, чтобы вывести правило.
Следующий этап работы формулировка правила.
Ученики пытаются на основе наблюдений сформулировать правило сами, учитель помогает, затем читают его в учебнике, сравнивая со своей формулировкой и записывают (разбор на примере показательного урока). Запись алгоритмов, которые помогут усвоить формулировку и покажут, как учитель расчленяет правило, чтобы лучше его запомнить.
Последний этап работы над правилом закрепление, цель которого в том, чтобы убедиться, поняли ли учащиеся объяснение и как поняли.
Учитель сам указывает слова или словосочетания, к которым применимо данное правило, дети объясняют, почему данные слова можно считать подходящими под это правило. Упражнения могут быть различные.
Важное значение имеет умение писать по аналогии, подыскивать опорные, или проверочные слова и формы, т.е. сопоставлять по сходству. Ведь правило дает лишь общее указание и образец, как в подобных случаях следует поступать.
Ученик, усваивая то или иное правило, должен научиться или подбирать похожие случаи из готового текста, или придумывать свои.
Учителю надо помнить: «Чтобы правило стало достоянием ученика, он должен сам путем активных наблюдений, хотя бы в общих чертах, вывести это правило, а затем узнать его точную формулировку из учебника».