Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения

Психологическое потребление

Родоначальником данного подхода первоначально рассматриваемого в рамках экономической психологии в 50-х годах ХХ в. являлся Дж.Катоны. Посвящен анализу влияния мнений, ценностей и психологических установок потребителей (в частности, таких, как доверие, оптимизм и другие) на агрегированное потребление всего общества. Одной из важнейших разработок стал «индекс потребительских настроений», используемый теперь во всем мире для прогнозирования потребительского спроса.

Микроэкономическая теория направлена на объяснение потребительского выбора: какой именно набор товаров выберет индивид из всех предлагаемых на рынке? При этом предполагается, что действия людей мотивированы их потребностями, т.е. недостатком чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности. Эти потребности могут быть удовлетворены при помощи некоторых благ (т.е. товаров и услуг), предлагаемых рынком. Способность блага удовлетворять потребность называется полезностью.

Потребность, благо, полезность – базовые понятия маржиналисткой теории потребления.

Термин "полезность" был введен английским философом И.Бентамом, который считал, что максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей. Полезность различных благ для человека – основа для их сравнения, и в дальнейшем формирования потребительского выбора.

Есть два основных предположения о полезности:

1) полезность – возрастающая функция от количества потребленного блага;

2) каждая дополнительная единица блага приносит человеку все меньшее количество полезности (закон убывающей предельной полезности).

Потребитель умеет сравнивать полезность различных благ. Однако для этого ему необходимо обладать предпочтениями.

Предпочтениями называется упорядоченная система относительных оценок полезности различных наборов благ. Предположения о свойствах предпочтений, принятые экономистами, позволяют моделировать поведение потребителя.

Основные предположения о предпочтениях таковы:

  • предпочтения уже сформировались, и вкусы постоянны;
  • потребители умеют сравнивать полезность наборов благ;
  • предпочтения обладают свойством транзитивности (т.е. если А лучше В, а В лучше С, то А лучше С);
  • предпочтения не насыщаемы, так как потребители всегда предпочитают большее количество блага меньшему;
  • потребитель желает потреблять много разных товары и услуги, что означает множественность благ для потребления;
  • потребитель согласен заменить некоторое количество одного блага другим (свойство субституции)

Если одним из регуляторов поведения потребителя выступает его функция полезности, то другим – его бюджетное ограничение.

Основные предположения о выборе потребителя таковы:

  • эгоистичность и независимость от других людей;
  • полная информированность;
  • рациональность, под которой здесь понимается логическая согласованность
  • действий, деятельность, направленная на реализацию цели с учетом ограничений.
  • максимизация полезности, означающая, что выбор из доступных наборов
  • осуществляется так, чтобы достичь максимума функции полезности.

Именно эти предположения формируют модель "экономического человека", в отличие от модели "социологического человека. От понимания способа формирования выбора потребителя маржинализм переходит к понятию индивидуального спроса, определяя его как количество блага, которое готов приобрести потребитель по данной цене при данном доходе. При неизменных ценах и падении дохода объем индивидуального спроса уменьшается. (РИСУНОК 1)

Рыночный спрос на товар представляет собой сумму индивидуальных функций спроса; кривая спроса показывает зависимость объема покупок (объема спроса) данного блага от его цены (при неизменных прочих параметрах – вкусах, ценах других товаров и доходах). Функция спроса на товар, вместе с функцией предложения данного товара (т.е. зависимостью количества, предлагаемого продавцами, от его цены), позволяют перейти к модели формирования равновесия на рынке, а также равновесной цены на товар.

Итак, маржиналистская теория потребления предлагает объяснение механизму формирования цены и ценности вещей, который всегда был одним из основных вопросов экономической науки. Кроме того, важным результатом этой теории является модель потребительского выбора, позволяющая предсказать, как изменится поведение человека в случае изменения его доходов и цен на товары.

Связь между объемом потребления товара (или товарной группы) и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях характеризуют кривые Энгеля.

В зависимости от вида товара эти кривые могут быть возрастающими или убывающими.

Различают следующие виды товаров (товарных групп):

1) нормальные – с ростом дохода их потребление увеличивается, но темп роста постепенно замедляется;

2) высококачественные – с ростом дохода их потребление увеличивается и

ускоряется (прирост расходов поглощает более 100% роста доходов);

3) некачественные – с ростом дохода их потребление уменьшается. (РИСУНОК 2)