И современная научная картина мира

Глобальный эволюционизм

Одйо из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизм


ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм опирается на идею о единстве мироз­дания. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на законо­мерностях Вселенной, он отличается универсальностью, огром­ным интегративным потенциалом. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химичес­кую, биологическую и социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью. В качестве оформившейся кон­цепции и значимого элемента современной картины мира гло­бальный эволюционизм дал о себе знать в последней трети XX в. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из его целей явилась потребность интефировать естественнонаучное, общество­ведческое и гуманитарное знание. В этом своем качестве концеп­ция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методоло­гические и философские основоположения.

Эволюционные процессы космоса, эволюция звездных фупп, скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят ве­роятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динами­ческие законы. В эволюции живого одним из важных постулатов является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа «не знает наперед своих конечных состояний, она мутиру­ет наугад». Антропный принцип фиксирует связь между свойства­ми расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В разработке названного принципа имело принципи­альную важность обстоятельство о совпадении численной взаимо­связи параметров микромира: заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка и глобальных характеристик Метагалактики, ее массы, времени существования, размера. Свойства нашей Все­ленной обусловлены наличием фундаментальных физических кон­стант, при небольшом изменении которых структура нашей Все­ленной была бы иной, отличной от существующей1.

«Слабый» антропный принцип, согласно Б. Картеру, впервые предложившему это понятие, указывает на то, что мы ожидаем

1 См.: Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., 1994.